Айтказина Маржан Оразгалиевна
учитель-дефектолог
КГУ «Специальная школа-интернат №6» УО АО
Актуальность авторской индивидуальной программы определена недостаточностью методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с умеренным нарушением интеллекта. Планирование и составление программ требует индивидуализации. Данная программа может быть использована как при индивидуальном обучении на дому, так и при обучении в классе. Для достижения результатов при их обучении, с учетом педагогической целесообразности, необходимо учитывать разный уровень усвоения учебных предметов на основании психофизиологических возможностей с целью успешной социализации. Общая характеристика учебного предмета. Цель учебного предмета «Счет» - формирование у обучающихся элементарных математических представлений, умений и навыков, которые помогут им адаптироваться в быту, овладеть доступной хозяйственно-трудовой деятельностью.
Рубрика: Программы курсов Дата: 27.11.2024
Авторская индивидуальная программа по учебному предмету «Счет»: для детей с умеренным нарушением интеллекта разработана на основе типовой учебной программы по учебному предмету «Счет» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 5-9 классов по обновленному содержанию (для классов с русским языком обучения) Приложение 94к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 сентября 2018 года № 469. Приложение 534к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115
Актуальность программы
Актуальность авторской индивидуальной программы определена недостаточностью методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с умеренным нарушением интеллекта. Планирование и составление программ требует индивидуализации. Данная программа может быть использована как при индивидуальном обучении на дому, так и при обучении в классе.
Для достижения результатов при их обучении, с учетом педагогической целесообразности, необходимо учитывать разный уровень усвоения учебных предметов на основании психофизиологических возможностей с целью успешной социализации.
Общая характеристика учебного предмета.
Цель учебного предмета «Счет» - формирование у обучающихся элементарных математических представлений, умений и навыков, которые помогут им адаптироваться в быту, овладеть доступной хозяйственно-трудовой деятельностью.
Задачи учебного предмета «Счет»:
1) развивать интерес к занятиям, активность, умения взаимодействовать с другими обучающимися и взрослыми;
2) способствовать формированию и развитию предметно-практической деятельности, моторной ловкости, положительных эмоционально-волевых качеств, познавательной активности;
3) формировать у каждого обучающегося доступные количественные, пространственные, временные представления и счетно-вычислительные навыки;
4) учить использовать полученные умения и навыки в жизненных ситуациях;
5) воспитывать трудолюбие, терпеливость, работоспособность, умение доводить начатое дело до завершения.
Срок реализации данной программы 1 год.
Да
Основные направления коррекционной работы:
Технологии преподавания учебного предмета «Счет».
При обучении учащихся с умеренными нарушениями интеллекта используются следующие методы обучения:
- индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения: занимательные задания.
- совместные действия ребёнка и взрослого,
- действия по подражанию,
- действия по образцу, по словесной инструкции,
- приём наложения и приложения, обводки трафаретов.
- элементарные счётные действия, с помощью тактильного и зрительного восприятия,
- воспроизведения величины, формы предметов, цифр с помощью пантомимических средств (показ руками),
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние,
- соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными изображениями,
- подготовительные наблюдения,
- обыгрывание предметов.
Применяются разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (наглядный показ действий со счётным материалом, с мерами длины, объёма, с объяснением и практическими действиями учащегося);
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок применение усвоенных действий с материалом учащимся с помощью и самостоятельно);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок – действия по инструкции);
- комбинированный урок.
Описание места учебного предмета.
Данный предмет входит в образовательную область «Математика». Изучение предмета ведётся по урочной системе индивидуально, 45 минут, 1 час в неделю (34 часа в год), геометрический материал изучается на уроках обучения счёту, как часть урока и отдельными уроками.
Результаты освоения учебного предмета.
Результативность обучения обучающихся оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных(ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся. Основным ожидаемым результатом освоения обучающихся является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Планируемые результаты к концу шестого года обучения учащиеся должны ориентировочно овладеть следующими знаниями и умениями:
- сложение и вычитание в пределах 20
- счёт прямой и обратный в пределах 20,
- работа со счётами,
- решение задач с мерами стоимости «дороже – дешевле»,
- построение треугольника по точкам при помощи линейки,
- ориентировка в мерах стоимости,
- ориентировка в мерах времени,
- ориентировка в мерах ёмкости.
Контроль знаний.
Контроль знаний осуществляется на уроках в виде выполнения заданий по словесной инструкции. Проводятся самостоятельные работы, практические задания в конце прохождения разделов учебного предмета.
Календарно-тематический план по предмету: Счет
№ п.п. |
Тема урока
|
Цели обучения
|
Количество часов |
Дата пров. |
Прим. |
||||
Теорет. часть |
Практич часть |
||||||||
1 |
Числа от 1 до 20 |
5.1.1 повторить нумерацию чисел 1-10 |
|
|
|
|
|||
2 |
Сравнение множества и чисел |
6.1.8 сравнивать множества и числа 1-20 по их месту в числовом ряду |
|
|
|
|
|||
3 |
Точка, прямая линия, кривая линия |
6.4.4 распознавать на чертеже: точку, прямую линию, кривую линию |
|
|
|
|
|||
4 |
Примеры на сложение и вычитание |
6.2.1 составлять по следам предметно-практической деятельности примеры на сложение и вычитание с использованием знаков: «+» (плюс), «-» (минус), «=» (равно) в пределах 20 6.2.3 при нахождении суммы и разности в пределах 40 использовать приемы: пересчитывания; присчитывания и отсчитывания по 1; калькулятор |
|
|
|
|
|||
5 |
Модели геометрических фигур |
6.4.1 узнавать и называть модели геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник - обводить шаблоны моделей геометрических фигур - вырезать шаблоны моделей геометрических фигур |
|
|
|
|
|||
6 |
Составление геометрических фигур |
6.4.3 составлять круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник из их частей по подражанию, по образцу |
|
|
|
|
|||
7 |
Ориентация в пространстве |
6.3.3 находить объекты и предметы в ближайшем окружении по словесной инструкции (между, посередине, в центре напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом) 6.3.4 выстраивать предметы и их изображения по подражанию и образцу в горизонтальный ряд |
|
|
|
|
|||
8 |
Практическое занятие ориентация в пространстве |
6.3.5 показать по просьбе педагога первый, последний, крайний предмет, предмет, следующий за каким-либо, стоящий перед каким-либо в ряду 6.3.6 располагать 2-3 предмета в определенном пространственном отношении друг к другу (между, посередине, в центре, напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом) по подражанию, образцу, словесной инструкции |
|
|
|
|
|||
9 |
Геометрические аппликации |
6.4.2 конструировать из моделей геометрических фигур простейшие аппликации, орнаменты по подражанию, по образцу, по словесной инструкции |
|
|
|
|
|||
10 |
Дни недели |
6.3.7 называть дни недели по порядку |
|
|
|
|
|||
11 |
Задачи-драматизации |
6.1.10 вести прямой и обратный счет от 1 до 40 6.5.1 решать задачи-драматизации, на нахождение суммы и остатка в пределах 20 с открытым результатом, с последующим составлением примера на сложение или вычитание без наименований |
|
|
|
|
|||
12 |
Монеты |
6.3.1 распознавать монеты в 1, 2, 5, 10 тенге в играх и упражнениях по образцу, по словесной инструкции |
|
|
|
|
|||
13 |
Практическое занятие в сюжетно-ролевой игре |
6.3.2 применять монеты в 1, 2, 5, 10 тенге в играх и упражнениях по образцу, по словесной инструкции |
|
|
|
|
|||
14 |
Составление геометрических фигур |
6.4.3 составлять круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник из их частей по подражанию, по образцу |
|
|
|
|
|||
15 |
Числа от 1до40 |
6.1.1 повторить нумерацию чисел 1-20 6.1.8 сравнивать множества и числа 1-20 по их месту в числовом ряду |
|
|
|
|
|||
16 |
Ориентация в пространстве |
6.3.3 находить объекты и предметы в ближайшем окружении по словесной инструкции (между, посередине, в центре напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом) |
|
|
|
|
|||
17 |
Дни недели |
6.3.7 называть дни недели по порядку |
|
|
|
|
|||
18 |
Точка, прямая линия, кривая линия |
6.4.4 распознавать на чертеже: точку, прямую линию, кривую линию |
|
|
|
|
|||
19 |
Примеры на сложение и вычитание |
6.2.1 составлять по следам предметно-практической деятельности примеры на сложение и вычитание с использованием знаков: «+» (плюс), «-» (минус), «=» (равно) в пределах 20 |
|
|
|
|
|||
20 |
Времена года, месяцы года
|
6.3.6 располагать 2-3 предмета в определенном пространственном отношении друг к другу (между, посередине, в центре, напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом) по подражанию, образцу, словесной инструкции |
|
|
|
|
|||
21 |
Практическое занятие Дидактические игры «Времена года» |
6.3.8 называть и применять времена года, месяцы года |
|
|
|
|
|||
22 |
Аппликации из моделей геометрических фигур |
6.4.2 конструировать из моделей геометрических фигур простейшие аппликации, орнаменты по подражанию, по образцу, по словесной инструкции |
|
|
|
|
|||
23 |
Числа 1-20 |
6.1.5 записывать числа 1-20 6.1.8 сравнивать множества и числа 1-20 по их месту в числовом ряду |
|
|
|
|
|||
24 |
Примеры на сложение и вычитание |
6.1.6 узнавать и читать запись чисел 11-20 6.2.2 составлять по следам предметно-практической деятельности примеры на сложение и вычитание с использованием знаков: «+» (плюс), «-» (минус), «=» (равно) в пределах 20 |
|
|
|
|
|||
25 |
Круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник |
6.4.4 распознавать на чертеже: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник |
|
|
|
|
|||
26 |
Примеры на сложение и вычитание |
6.2.2 составлять по следам предметно-практической деятельности примеры на сложение и вычитание с использованием знаков: «+» (плюс), «-» (минус), «=» (равно) в пределах 20 |
|
|
|
|
|||
27 |
Составление геометрических фигур |
6.4.3 составлять круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник из их частей по подражанию, по образцу |
|
|
|
|
|||
28 |
Практические игра «Магазин» |
6.3.1 распознавать монеты в 1, 2, 5, 10, 20 тенге в играх и упражнениях по образцу, по словесной инструкции 6.3.2 выполнять размен и замену монет достоинством в 5, 10, 20 тенге всеми возможными вариантами |
|
|
|
|
|||
29 |
Разложение чисел 11-20 |
6.1.7 раскладывать числа 11-16 на десяток и единицы, а число 20 на два десятка с использованием наглядного материала |
|
|
|
|
|||
30 |
Геометрические фигуры |
6.4.1 узнавать и называть модели геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник |
|
|
|
|
|||
31 |
Нахождение суммы и разности |
6.2.3 при нахождении суммы и разности в пределах 40 использовать приемы: пересчитывания; присчитывания и отсчитывания по 1; калькулятор |
|
|
|
|
|||
32 |
Сравнение множества и числа |
6.1.8 сравнивать множества и числа 1-20 по их месту в числовом ряду 6.3.3 находить объекты и предметы в ближайшем окружении по словесной инструкции (между, посередине, в центре напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом) |
|
|
|
|
|||
33 |
Числительные (порядковые и количественные) |
6.1.9 называть числительные (порядковые и количественные) в прямом и обратном порядке в пределах 20 с опорой и без опоры на числовой ряд 6.3.5 показать по просьбе педагога первый, последний, крайний предмет, предмет, следующий за каким-либо, стоящий перед каким-либо в ряду
|
|
|
|
|
|||
34 |
Геометрические тела |
6.4.1 узнавать и называть модели геометрических тел: шар, куб, брус |
|
|
|
|
|||
Контрольно-диагностический материал по учебному предмету «Счет» для учащихся 6 класса с умеренным нарушением интеллекта.
Контрольно-диагностический материал по предмету «Счет» 6 класса 1 четверть
11 |
|
13 |
15 |
|
|
14 |
18 |
|
20 |
2. Запиши число.
1 дес. 2 ед. = ____ 1 дес. 1 ед. =____ 1 дес. =____
3. Соедини числа знаками: =, >, <.
14…11; 17…13; 19…12; 10…20; 16…15.
4. Выбери и поставь знак.
10 … 2 = 12 9 … 1 = 10
12 … 2 = 10 11 … 1 = 12
11 … 1 = 10 11 … 1 = 10
5.Прочитай и реши задачу
Задача. У Марата 10 тетрадей в клетку и 7 тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей у Марата?
Решение:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: _____
Выполняет самостоятельно
С помощью учителя
Не выполняет
Контрольно-диагностический материал по предмету «Счет» 6 класса 2 четверть
1. Запиши пропущенное число в таблицу.
1 |
|
3 |
|
|
6 |
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
16 |
2.Впиши нужные числа.
19 = __ дес. __ ед. 20 = __ дес. 18 = __ дес. __ ед.
3.Выбери и поставь знак =, >, <.
19 + 1 … 1 + 19 18 + 2 … 18 + 1 20 … 10 + 10
4.Вычисли.
12 + 3 = 15 + 1 =
12 + 4 = 15 – 3 =
16 – 1 = 16 – 2 =
5.Выполни.
Выполняет самостоятельно
С помощью учителя
Не выполняет
Контрольно-диагностический материал по предмету «Счет» 6 класса
3 четверть
1.Впиши нужные числа.
2.Выбери и поставь знак.
11 – 2 … 11 – 4 11 + 3 … 11 – 5 15 – 3 … 12
3.Реши примеры с помощью счётов.
20 + 10 = ____ 10 + 10 = ____
30 – 10 = ____ 20 – 10 = ____
10 + 40 = ____ 30 + 10 = ____
4.В одной коробке 10 карандашей, а в другой - 6 карандашей. Сколько всего карандашей в этих двух коробках?
5. Начерти отрезок 5см.
Выполняет самостоятельно
С помощью учителя
Не выполняет
Контрольно-диагностический материал по предмету «Счет» 6 класса 4 четверть
1.Составь числа из десятков и единиц. Запиши их.
2 дес. 3 ед. = ___ 3 дес. 5 ед. = ___ 6 дес. 2 ед. = ___
2. Напиши следующие числа.
10, … 15, … 17, … 19, … 20.
3.Обведи однозначные числа.
Подчеркни двузначные числа. 1, 10, 2, 20, 5, 50, 3, 30, 40, 4, 7, 70, 9, 90.
4. Вставь пропущенные числа
5. В школьную столовую привезли 10 мешков картофеля, а капусты – на 3 мешка больше. Сколько мешков капусты привезли в столовую?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполняет самостоятельно
С помощью учителя
Не выполняет
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература для учителя:
1.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная 1 педагогика).
2. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2005. - 136 с.
3. Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.
4. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. - №4.
5. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.
6. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение,1981.
7. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.
8. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург: Речь, 2004г. -354 с.
9. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
10. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. -- М., 1997.
11. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-144 с.
12.А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Литература для учащихся:
13.Сулейменова Р. А. и др. Математика. Учебник для 5 класса специальных школ (классов) для детей с нарушением интеллекта / Р. А. Сулейменова, И. Г. Елисеева. – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2020. – 88 с.
14.Елисеева И. Г. Математика. Методическое пособие для 5 класса специальных школ (классов) для детей с нарушением интеллекта / И. Г. Елисеева. – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2020. – 68 с.
15. Карипжанова Ш. Ж. Математика. Рабочая тетрадь для 6 класса специальных школ (классов) для детей с нарушением интеллекта / Ш. Ж. Карипжанова. – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2020. – 48 с.
16.Карипжанова Ш. Ж. Математика. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса с нарушением интеллекта специальных школ (классов) / Ш. Ж. Карипжанова. – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2021. – 48 с.