Навигация

Авторская индивидуальная программа по учебному предмету «Счет» 6 класс (для учащегося с умеренным нарушением интеллекта)

Айтказина Маржан Оразгалиевна
учитель-дефектолог
КГУ «Специальная школа-интернат №6» УО АО

Актуальность авторской индивидуальной программы определена недостаточностью методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с умеренным нарушением интеллекта. Планирование и составление программ требует индивидуализации. Данная программа может быть использована как при индивидуальном обучении на дому, так и при обучении в классе. Для достижения результатов при их обучении, с учетом педагогической целесообразности, необходимо учитывать разный уровень усвоения учебных предметов на основании психофизиологических возможностей с целью успешной социализации. Общая характеристика учебного предмета. Цель учебного предмета «Счет» - формирование у обучающихся элементарных математических представлений, умений и навыков, которые помогут им адаптироваться в быту, овладеть доступной хозяйственно-трудовой деятельностью.


Скачать файл

Рубрика: Программы курсов Дата: 27.11.2024


Фрагмент для ознакомления

Авторская индивидуальная программа по учебному предмету «Счет»: для детей с умеренным нарушением интеллекта разработана на основе типовой учебной программы по учебному предмету «Счет» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 5-9 классов по обновленному содержанию (для классов с русским языком обучения) Приложение 94к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 сентября 2018 года № 469. Приложение 534к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115

Актуальность программы

Актуальность авторской индивидуальной программы определена недостаточностью методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с умеренным нарушением интеллекта. Планирование и составление программ требует индивидуализации. Данная программа может быть использована как при индивидуальном обучении на дому, так и при обучении в классе.

Для достижения результатов при их обучении, с учетом педагогической целесообразности, необходимо учитывать разный уровень усвоения учебных предметов на основании психофизиологических возможностей с целью успешной социализации.

Общая характеристика учебного предмета.

Цель учебного предмета «Счет» - формирование у обучающихся элементарных математических представлений, умений и навыков, которые помогут им адаптироваться в быту, овладеть доступной хозяйственно-трудовой деятельностью.

Задачи учебного предмета «Счет»:

1) развивать интерес к занятиям, активность, умения взаимодействовать с другими обучающимися и взрослыми;

2) способствовать формированию и развитию предметно-практической деятельности, моторной ловкости, положительных эмоционально-волевых качеств, познавательной активности;

3) формировать у каждого обучающегося доступные количественные, пространственные, временные представления и счетно-вычислительные навыки;

4) учить использовать полученные умения и навыки в жизненных ситуациях;

5) воспитывать трудолюбие, терпеливость, работоспособность, умение доводить начатое дело до завершения.

Срок реализации данной программы 1 год.

Да

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Технологии преподавания учебного предмета «Счет».

При обучении учащихся с умеренными нарушениями интеллекта используются следующие методы обучения:

- индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения: занимательные задания.

- совместные действия ребёнка и взрослого,

- действия по подражанию,

- действия по образцу, по словесной инструкции,

- приём наложения и приложения, обводки трафаретов.

- элементарные счётные действия, с помощью тактильного и зрительного восприятия,

- воспроизведения величины, формы предметов, цифр с помощью пантомимических средств (показ руками),

- предварительное рассматривание, самостоятельное называние,

- соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными изображениями,

- подготовительные наблюдения,

- обыгрывание предметов.

Применяются разнообразные типы уроков:

- урок объяснения нового материала (наглядный показ действий со счётным материалом, с мерами длины, объёма, с объяснением и практическими действиями учащегося);

- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок применение усвоенных действий с материалом учащимся с помощью и самостоятельно);

- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок – действия по инструкции);

- комбинированный урок.

Описание места учебного предмета.

Данный предмет входит в образовательную область «Математика». Изучение предмета ведётся по урочной системе индивидуально, 45 минут, 1 час в неделю (34 часа в год), геометрический материал изучается на уроках обучения счёту, как часть урока и отдельными уроками.

Результаты освоения учебного предмета.

Результативность обучения обучающихся оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных(ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся. Основным ожидаемым результатом освоения обучающихся является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Планируемые результаты к концу шестого года обучения учащиеся должны ориентировочно овладеть следующими знаниями и умениями:

- сложение и вычитание в пределах 20

- счёт прямой и обратный в пределах 20,

- работа со счётами,

- решение задач с мерами стоимости «дороже – дешевле»,

- построение треугольника по точкам при помощи линейки,

- ориентировка в мерах стоимости,

- ориентировка в мерах времени,

- ориентировка в мерах ёмкости.

Контроль знаний.

Контроль знаний осуществляется на уроках в виде выполнения заданий по словесной инструкции. Проводятся самостоятельные работы, практические задания в конце прохождения разделов учебного предмета.

 

Календарно-тематический план по предмету: Счет

№ п.п.

Тема урока

 

Цели обучения

 

Количество часов

Дата пров.

Прим.

Теорет. часть

Практич часть

1

Числа от 1 до 20

5.1.1 повторить нумерацию чисел 1-10

 

 

 

 

2

Сравнение множества и чисел

6.1.8 сравнивать множества и числа 1-20 по их месту в числовом ряду

 

 

 

 

3

Точка, прямая линия, кривая линия

6.4.4 распознавать на чертеже: точку, прямую линию, кривую линию

 

 

 

 

4

Примеры на сложение и вычитание

6.2.1 составлять по следам предметно-практической деятельности примеры на сложение и вычитание с использованием знаков: «+» (плюс), «-» (минус), «=» (равно) в пределах 20

6.2.3 при нахождении суммы и разности в пределах 40 использовать приемы: пересчитывания;

присчитывания и отсчитывания по 1; калькулятор

 

 

 

 

5

Модели геометрических фигур

6.4.1 узнавать и называть модели геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник

- обводить шаблоны моделей геометрических фигур

- вырезать шаблоны моделей геометрических фигур

 

 

 

 

6

Составление геометрических фигур

6.4.3 составлять круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник из их частей по подражанию, по образцу

 

 

 

 

7

Ориентация в пространстве

6.3.3 находить объекты и предметы в ближайшем окружении по словесной инструкции (между, посередине, в центре напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом)

6.3.4 выстраивать предметы и их изображения по подражанию и образцу в горизонтальный ряд

 

 

 

 

8

Практическое занятие ориентация в пространстве

6.3.5 показать по просьбе педагога первый, последний, крайний предмет, предмет, следующий за каким-либо, стоящий перед каким-либо в ряду

6.3.6 располагать 2-3 предмета в определенном пространственном отношении друг к другу (между, посередине, в центре, напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом) по подражанию, образцу, словесной инструкции

 

 

 

 

9

Геометрические аппликации

6.4.2 конструировать из моделей геометрических фигур простейшие аппликации, орнаменты по подражанию, по образцу, по словесной инструкции

 

 

 

 

10

Дни недели

6.3.7 называть дни недели по порядку

 

 

 

 

11

Задачи-драматизации

6.1.10 вести прямой и обратный счет от 1 до 40

6.5.1 решать задачи-драматизации, на нахождение суммы и остатка в пределах 20 с открытым результатом, с последующим составлением примера на сложение или вычитание без наименований

 

 

 

 

12

Монеты

6.3.1 распознавать монеты в 1, 2, 5, 10 тенге в играх и упражнениях по образцу, по словесной инструкции

 

 

 

 

13

Практическое занятие в сюжетно-ролевой игре

6.3.2 применять монеты в 1, 2, 5, 10 тенге в играх и упражнениях по образцу, по словесной инструкции

 

 

 

 

14

Составление геометрических фигур

6.4.3 составлять круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник из их частей по подражанию, по образцу

 

 

 

 

15

Числа от 1до40

6.1.1 повторить нумерацию чисел 1-20

6.1.8 сравнивать множества и числа 1-20 по их месту в числовом ряду

 

 

 

 

16

Ориентация в пространстве

6.3.3 находить объекты и предметы в ближайшем окружении по словесной инструкции (между, посередине, в центре напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом)

 

 

 

 

17

Дни недели

6.3.7 называть дни недели по порядку

 

 

 

 

18

Точка, прямая линия, кривая линия

6.4.4 распознавать на чертеже: точку, прямую линию, кривую линию

 

 

 

 

19

Примеры на сложение и вычитание

6.2.1 составлять по следам предметно-практической деятельности примеры на сложение и вычитание с использованием знаков: «+» (плюс), «-» (минус), «=» (равно) в пределах 20

 

 

 

 

20

Времена года, месяцы года

 

6.3.6 располагать 2-3 предмета в определенном пространственном отношении друг к другу (между, посередине, в центре, напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом) по подражанию, образцу, словесной инструкции

 

 

 

 

21

Практическое занятие

Дидактические игры «Времена года»

6.3.8 называть и применять времена года, месяцы года

 

 

 

 

22

Аппликации из моделей геометрических фигур

6.4.2 конструировать из моделей геометрических фигур простейшие аппликации, орнаменты по подражанию, по образцу, по словесной инструкции

 

 

 

 

23

Числа 1-20

6.1.5 записывать числа 1-20

6.1.8 сравнивать множества и числа 1-20 по их месту в числовом ряду

 

 

 

 

24

Примеры на сложение и вычитание

6.1.6 узнавать и читать запись чисел 11-20

6.2.2 составлять по следам предметно-практической деятельности примеры на сложение и вычитание с использованием знаков: «+» (плюс), «-» (минус), «=» (равно) в пределах 20

 

 

 

 

25

Круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник

6.4.4 распознавать на чертеже: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник

 

 

 

 

26

Примеры на сложение и вычитание

6.2.2 составлять по следам предметно-практической деятельности примеры на сложение и вычитание с использованием знаков: «+» (плюс), «-» (минус), «=» (равно) в пределах 20

 

 

 

 

27

Составление геометрических фигур

6.4.3 составлять круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник из их частей по подражанию, по образцу

 

 

 

 

28

Практические игра «Магазин»

6.3.1 распознавать монеты в 1, 2, 5, 10, 20 тенге в играх и упражнениях по образцу, по словесной инструкции

6.3.2 выполнять размен и замену монет достоинством в 5, 10, 20 тенге всеми возможными вариантами

 

 

 

 

29

Разложение чисел 11-20

6.1.7 раскладывать числа 11-16 на десяток и единицы, а число 20 на два десятка с использованием наглядного материала

 

 

 

 

30

Геометрические фигуры

6.4.1 узнавать и называть модели геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник

 

 

 

 

31

Нахождение суммы и разности

6.2.3 при нахождении суммы и разности в пределах 40 использовать приемы: пересчитывания;

присчитывания и отсчитывания по 1; калькулятор

 

 

 

 

32

Сравнение множества и числа

6.1.8 сравнивать множества и числа 1-20 по их месту в числовом ряду

6.3.3 находить объекты и предметы в ближайшем окружении по словесной инструкции (между, посередине, в центре напротив, внутри-снаружи, над, под, за, перед, рядом)

 

 

 

 

33

Числительные (порядковые и количественные)

6.1.9 называть числительные (порядковые и количественные) в прямом и обратном порядке в пределах 20 с опорой и без опоры на числовой ряд

6.3.5 показать по просьбе педагога первый, последний, крайний предмет, предмет, следующий за каким-либо, стоящий перед каким-либо в ряду

 

 

 

 

 

34

Геометрические тела

6.4.1 узнавать и называть модели геометрических тел: шар, куб, брус

 

 

 

 

                   

 

Контрольно-диагностический материал по учебному предмету «Счет» для учащихся 6 класса с умеренным нарушением интеллекта.

Контрольно-диагностический материал по предмету «Счет» 6 класса 1 четверть

  1. Впиши пропущенные числа.

11

 

13

 

15

 

 

 

 

14

 

 

18

 

20

2. Запиши число.

1 дес. 2 ед. = ____ 1 дес. 1 ед. =____ 1 дес. =____

3. Соедини числа знаками: =, >, <.

14…11; 17…13; 19…12; 10…20; 16…15.

4. Выбери и поставь знак.

10 … 2 = 12 9 … 1 = 10

12 … 2 = 10 11 … 1 = 12

11 … 1 = 10 11 … 1 = 10

5.Прочитай и реши задачу

Задача. У Марата 10 тетрадей в клетку и 7 тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей у Марата?

Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: _____

Выполняет самостоятельно

С помощью учителя

Не выполняет

Контрольно-диагностический материал по предмету «Счет» 6 класса 2 четверть

1. Запиши пропущенное число в таблицу.

1

 

3

 

 

6

 

 

 

10

 

 

 

 

 

16

2.Впиши нужные числа.

19 = __ дес. __ ед. 20 = __ дес.  18 = __ дес. __ ед.

3.Выбери и поставь знак =, >, <.

19 + 1 … 1 + 19  18 + 2 … 18 + 1 20 … 10 + 10

4.Вычисли.

12 + 3 =  15 + 1 =

12 + 4 =  15 – 3 =

16 – 1 =  16 – 2 =

5.Выполни.

Выполняет самостоятельно

С помощью учителя

Не выполняет

Контрольно-диагностический материал по предмету «Счет» 6 класса

3 четверть

1.Впиши нужные числа.

  1. … дес. … ед.  15 = … дес. … ед.  17 = … дес. … ед.

2.Выбери и поставь знак.

11 – 2 … 11 – 4 11 + 3 … 11 – 5 15 – 3 … 12

3.Реши примеры с помощью счётов.

20 + 10 = ____ 10 + 10 = ____

30 – 10 = ____ 20 – 10 = ____

10 + 40 = ____ 30 + 10 = ____

4.В одной коробке 10 карандашей, а в другой - 6 карандашей. Сколько всего карандашей в этих двух коробках?

5. Начерти отрезок 5см.

Выполняет самостоятельно

С помощью учителя

Не выполняет

Контрольно-диагностический материал по предмету «Счет» 6 класса 4 четверть

1.Составь числа из десятков и единиц. Запиши их.

2 дес. 3 ед. = ___ 3 дес. 5 ед. = ___  6 дес. 2 ед. = ___

  1. дес. 7 ед. = ___ 4 дес. 1 ед. = ___  7 дес. 8 ед. = ___

2. Напиши следующие числа.

10, … 15, … 17, … 19, … 20.

3.Обведи однозначные числа.

Подчеркни двузначные числа. 1, 10, 2, 20, 5, 50, 3, 30, 40, 4, 7, 70, 9, 90.

4. Вставь пропущенные числа

5. В школьную столовую привезли 10 мешков картофеля, а капусты – на 3 мешка больше. Сколько мешков капусты привезли в столовую?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет самостоятельно

С помощью учителя

Не выполняет

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методическая литература для учителя:

1.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная 1 педагогика).

2. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2005. - 136 с.

3. Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.

4. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. - №4.

5. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.

6. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение,1981.

7. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.

8. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург: Речь, 2004г. -354 с.

9. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

10. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. -- М., 1997.

11. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-144 с.

12.А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Литература для учащихся:

13.Сулейменова Р. А. и др. Математика. Учебник для 5 класса специальных школ (классов) для детей с нарушением интеллекта / Р. А. Сулейменова, И. Г. Елисеева. – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2020. – 88 с.

14.Елисеева И. Г. Математика. Методическое пособие для 5 класса специальных школ (классов) для детей с нарушением интеллекта / И. Г. Елисеева. – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2020. – 68 с.

15. Карипжанова Ш. Ж. Математика. Рабочая тетрадь для 6 класса специальных школ (классов) для детей с нарушением интеллекта / Ш. Ж. Карипжанова. – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2020. – 48 с.

16.Карипжанова Ш. Ж. Математика. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса с нарушением интеллекта специальных школ (классов) / Ш. Ж. Карипжанова. – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2021. – 48 с.


Скачать файл