Ахметова Гулжан Шайдулиновна
сурдопедагог
КГУ "Психолого-медико-педагогическая консультация города Павлодар"
Проблема раннего обнаружения нарушения слуха у детей очень важна, и ей уделяется огромное значение. Однако, после выявления нарушения слуховой функции у ребёнка, перед родителями стоит вопрос, что же делать дальше? Как воспитывать и обучать своего ребёнка?
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 27.11.2024
Проблема раннего обнаружения нарушения слуха у детей очень важна, и ей уделяется огромное значение. Однако, после выявления нарушения слуховой функции у ребёнка, перед родителями стоит вопрос, что же делать дальше? Как воспитывать и обучать своего ребёнка?
Очень часто родители детей с нарушением слуха жалуются на плохое поведение своих детей: ребенок капризен, упрям, непослушен, устраивает истерики, всего боится.
Обучать и развивать ребенка из-за этого поведения сложно. Поэтому очень важно научиться вести себя с ребенком так, чтобы помочь ему справиться с проблемами поведения.
Действительно, многие глухие дети выглядят более непоседливыми, упрямыми. Это связано с тем, что они не слышат речи взрослого, которая помогает им понять, что можно, а что нельзя, научиться искать оценку взрослых своим действиям.
Если слышащий малыш, заинтересовавшись чем-то, попросит маму показать и объяснить «что это?», то глухой ребенок будет стараться сразу потрогать предмет. Он не понимает объяснений словами.
Если родители не понимают этого и все время оттаскивают его от разных интересных вещей, то любознательный малыш будет проявлять упрямство. Глухой малыш чаще боится, потому что не слышит речи других людей и не понимает, что происходит. А его истерики возникают нередко потому, что он не понимает, за что его наказывают. Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если уметь правильно общаться с ребенком, учитывая его особенности.
Вот несколько советов по воспитанию малышей с нарушенным слухом:
1. Справляемся со сверхактивностью
Учите малыша понимать простые фразы и требования слухозрительно в сопровождении с жестом. Используйте выразительные мимику, голос, жесты, поощряя правильные («Молодец», «Хорошо», «Красиво») и осуждая неправильные действия ребенка («Ай-яяй», «Нельзя»). Чем быстрее малыш начнет понимать мимику, речь слухозрительно и на слух, тем меньше он будет нуждаться в непрерывных действиях, чтобы знакомиться с окружающими предметами и общаться с людьми.
Регулируйте режим дня и тщательно его придерживайтесь. Распорядок, повторяясь день за днем, помогает ребенку понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время. Это уменьшает его беспокойство.
Успокаивайте ребенка вечером - успокаивающая теплая ванна, стакан теплого молока с ванилью, успокаивающая музыка, пробежка вокруг дома (для старших детей).
Подумайте, не предъявляете ли вы к ребенку противоречивые требования? Ссоры между родителями, избалованность, ревность к брату или сестре может быть причиной такого поведения.
Используйте двигательную активность в «мирных» целях. Например, ребенок не хочет убирать игрушки - сделайте из этого соревнование «Кто быстрее и больше уберет игрушек».
Играйте с ребенком в подвижные игры. Особенно хорош гимнастический комплекс - шведская стенка, качели и пр.
2. Приучайте ребенка к порядку и дисциплине
Соблюдайте строгий режим дня. Режим помогает ребенку понять, что ему нужно делать в определенное время. Ребенок чувствует себя увереннее, более послушен.
Постоянным должно быть и ваше хорошее и спокойное отношение к ребенку — он должен быть уверен в вашей любви.
Приучайте ребенка к дисциплине ー соблюдению общепринятых правил поведения, но учитывайте возможности малыша.
Малыш до 3 лет не может сдерживать своих чувств.
◦ Если он испытывает гнев, сердится, то он бросает игрушки, царапается, кусается, кричит.
◦ Если вы будете делать то же самое, он будет считать, что так и нужно себя вести. Надо просто отвлечь его внимание чем-то другим.
Запрещайте малышу только тогда, когда вы уверены, что он понимает, что вы ему запрещаете
Вы должны быть уверены, что то, что вы запрещаете, надо запретить. Иначе ребенок почувствует вашу неуверенность и не послушается.
Запретов не должно быть много, но если вы запрещаете, то должны быть последовательны. Если вы не уверенны в том, что следует запрещать, а что можно разрешать, посоветуйтесь со специалистом.
3. Что делать с агрессивностью, упрямством, истериками
Прежде всего, надо подумать о возможной причине и попытаться ее устранить. Причиной агрессивности у малыша может быть ревность по отношению к брату или сестре, ему кажется, что родители любят и обращают на них больше внимания.
В более старшем возрасте ревность возникает потому, что брат слышит, а он нет, и значит, брату легче общаться с родителями. Не сравнивайте их друг с другом в отрицательном тоне («он хороший, а ты ведешь себя плохо»). Старший, слышащий ребенок тоже может ревновать — ему кажется, что они только и занимаются малышом, а о нем забыли. Очень важно привлечь старшего ребенка к занятиям и заботе о малыше и не забывать о проявлении любви к старшему ребенку.
Агрессивность может быть также способом привлечения внимания, если малыш чувствует, что родители его отвергают или не обращают внимания. Некоторые дети проявляют агрессию (могут ударить, укусить человека, бросить в него что-либо, бросить игрушку на пол и т. п.), если им что-то или кто-то не нравится. Никогда не реагируйте смехом на агрессивное поведение ребенка по отношению к другим людям, животным или игрушкам, хотя иногда внешне эта ситуация может выглядеть немного комичной. Ребенок воспринимает ваш смех как одобрение, и его агрессивное поведение будет повторяться.
4. Надо ли наказывать малыша?
Сначала попробуйте устранить причины плохого поведения в соответствии с советами 1, 2, 3. В большинстве случаев их соблюдение значительно уменьшает проблемы поведением ребенка.
Наказывайте как можно реже. До 2 лет наказывать бесполезно. До 3 лет физические наказания недопустимы.
Причина наказания должна быть понятна ребенку.
Наказание применяется сразу после проступка, иначе ребенок забудет, что он сделал не так, и не поймет, почему его наказывают.
Наказание должно быть естественным. Если ребенок разрисовал стены фломастером - уберите фломастер. Когда даете ему фломастер, дайте большой лист бумаги и порисуйте вместе с ним.
Физические наказания не желательны. Вспомните: вас наказывали? Вам это нравилось? Вам это помогло? А что бы вам помогло?
Если вы не думаете наказывать ребенка, не угрожайте ему, это снижает эффект.
Не наказывайте ребенка лишением любви. Любовь и защищенность- главные потребности ребенка в раннем возрасте, их отсутствие вызывает агрессию.
Наказывать малыша редко более эффективно. Частые наказания перестают оказывать действие.