Навигация

Возможности использования нетрадиционных форм уроков в организациях ТиПО

Жакупов Ермек Хаджимуратович
преподаватель специальных дисциплин
КГКП «Житикаринский политехнический колледж»

В статье раскрываются понятие и виды нетрадиционных уроков. Рассматривается возможность использования нетрадиционных форм уроков в организациях ТиПО. Приводятся условия успешности проведения подобных форм урока и положительные последствия использования нетрадиционных уроков при изучении специальных дисциплин в организациях ТиПО.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 06.06.2023


Фрагмент для ознакомления

Профтехобразование – это система, цель которой дать человеку профессию. Профессия дает возможность трудоустройства. Обучение построено таким образом, что в ходе процесса, воспитывается профессионал и всесторонне развитая личность, которая способна приносить обществу существенную пользу.

Профессиональное обучение – это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся. В настоящее время, когда каждому учителю предоставлена свобода выбора, творчество педагогов приобретает более широкий размах. Но идеи и технологии педагогов-новаторов не потеряли своего значения.

В учебных заведениях особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения.

В научно-педагогической литературе использование нетрадиционных форм проведения урока обусловлено несколькими факторами:

1) повысить интерес к учебному процессу в целом;

2) активизировать мыслительную деятельность учащегося;

3) формировать мотивацию профессиональной деятельности.

Нестандартные формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Современное учебное заведение должно не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

"Нестандартные" уроки - понятие, конечно, условное. Речь идет о понятии, которое бы отвечало стремлению педагога к оригинальности, поиску, творчеству, при которых каждый урок удивляет, радует и обогащает учащихся.

Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Это урок, который характеризуется нестандартным подходом:

-к отбору содержания учебного материала к сочетанию методов обучения

-к внешнему оформлению.

По форме проведения занятия можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нестандартной организации учебного материала: урок мудрости, откровение.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живой журнал».

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут.

8. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация, телеурок.

Рекомендации по проведению нетрадиционных уроков:

1. Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания

4. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся

5. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Нетрадиционные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и группа становится творческим коллективом.

Чтобы ответить на вопрос, как же все это выше изложенное реализовать, можно отметить список нетрадиционных уроков:

1. Урок-Демонстрация

Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания дисциплины (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.).

При этом учитель сам работает на ПК, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. Основная дидактическая функция демонстрации - сообщение учащимся новой учебной информации.

2. Урок- Семинар

Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики (например, выступление с докладом или его обсуждение) . Учащимся предлагается написать на интересующие их темы по информатике доклады без ограничений по объему и количеству источников. Главное условие: учащийся данную тему объясняет всей группе.

3. Урок- Экскурсия

Экскурсия имеет три основные цели:

показать «живую» информатику в управлении или на производстве, провести профориентацию по специальности, связанные сиспользованием ЭВМ, скорректировать у учащихся «книжные» и умозрительные представления о настоящей информатике.

4. Урок – Кроссворд

Кроссворды позволяют одновременно актуализировать и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации.

На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида, в виде игры.

1. Игра в «слова»

2. Игра «вопросы и ответы»

3. Игра «Узнай пословицу и поговорку»

4. Игра «Из двух слов - третье»

Современный урок в организации ТиПО, это занятие, главной целью которого является формирование и развитие базовых и профессиональных компетенций обучающихся, на котором реализуется деятельностный подход к обучению, предусматривающий частично-поисковые, проблемные и исследовательские методы обучения, обеспечивающие высокий уровень познавательной и мыслительной активности обучающихся; организационная структура такого урока динамична и вариативна, занятие носит практико-ориентированный характер. Успешность современного урока зависит от личности преподавателя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к обучающимся, компетентности в использовании различных средств ИКТ, а также умений в целеполагании и проектировании современного учебного занятия

Нетрадиционные формы проведения уроков обеспечивают активное участие обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения в колледже. Например, на таких нетрадиционных уроках: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая и ролевая игры. У обучающихся развиваются творческие способности и личностные качества, появляется возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, и формировать отношение к своему труду.

Таким образом, нетрадиционные уроки теоретического и производственного обучения влияют на качество обучения через повышение мотивации к учебной и профессиональной деятельности и интереса к учебе.

Список использованной литературы

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985 г.

2. Бибинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983 г.

3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997 г.

4. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. Технология в школе. № 2, 1987 г.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М: Лабиринт 1996 г.

6. Громцева С.Н. Поиск новых путей. М.: Просвещение, 1999 г.

7. Кудайбердиев Т.К. Концептуальные основы и перспективы развития системы воспитания и социализации учащихся в контексте образования, ориентированного на результат. 12-летнее образование. № 7, 2005 г.


Скачать файл