Навигация

Реализация дифференцированного и индивидуального обучения при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Кирдякина Оксана Владимировна
учитель
КГУ "Общеобразовательная школа села имени И.Ф.Павлова отдела образования Костанайского района" Управления образования акимата Костанайской области

В статье обобщается опыт работы учителя математики по подготовке учащихся старших классов к итоговой аттестация. Рассматриваются формы организации консультативных занятий и особенности групповой работы на уроках. Материал будет полезен практикующим учителям.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 06.06.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Государственная итоговая аттестация – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования. Таким образом, подготовка к итоговой аттестации не может сводиться только к ограниченному отрезку времени непосредственно перед проведением экзаменов. В моём понимании подготовка должна планомерно вестись в трёх направлениях:

  • систематически еже урочно;
  • на внеурочных занятиях (отдельные консультации по сложным темам или еженедельные по отдельному плану, и т.д.);
  • самостоятельная подготовительная работа.

Осуществлять подготовку без дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся непродуктивно. Причём, это относится как и к непосредственной организации обучения на уроках, так и к внеурочной деятельности.

Дифференциация обучения предусматривает четкое деление уровней сложности учебного материала и диагностирование уровня знаний и готовности к усвоению новой темы. Формы и методы дифференциации: работа в парах, задания различного уровня сложности, задания различной направленности, задания с дозированной помощью учителя.

  1. На уроках.

По результатам наблюдений за учащимися класса в зависимости от уровня подготовки, мотивации, скорости освоения материала, психологических характеристик дифференциацию и индивидуальный подход я осуществляю в разной форме:

  • по степени сложности предлагаемых заданий;
  • по время на выполнение заданий;
  • по уровню «поддержки» со стороны учителя или одноклассников.

Индивидуальная работа, сменяется работой в парах, а работа в парах- работой в группах и в обратном порядке. Распределение по группам осуществляю в зависимости от учебной цели и сложности задания. Если необходимо отработать навык, выполнить тренировочные упражнения, то группирование происходит случайным образом. Если целью является изучение приобретение нового учебного навыка, то пары могут образовываться из принципа «сильный + слабый». Если целью является исследование, то формирование групп осуществляется иначе- в пары ставятся учащиеся с примерно одинаковым уровнем ЗУН и, в соответствии с этой градацией, предлагаю задания группам соответствующей степени сложности. Главная цель такой формы — это для слабоуспевающего создать ЗБР, комфортную среду для поддержки, а для сильного ученика — это возможность закрепить материал или проверить помогая однокласснику.

Для подготовки к итоговой аттестации в течение учебного года в 9 и 11 классе, помимо дополнительных занятий для восполнения знаний по математике, я предлагаю консультации, ориентированные на непосредственную подготовку к экзаменационной контрольной работе.

  1. Консультация.

На обобщающих консультациях я предлагаю пробный вариант экзаменационной контрольной работы прошлых лет. Дидактический материал нахожу на интернет-ресурсах (testcenter.kz и др.). Обсуждаем предложенные в работе задания, затем определяем степень сложности вместе, и далее индивидуально. Предлагаю самостоятельно выполнить решение максимального количества предложенных заданий с использованием справочной литературы. При этом ограничиваю время. Во время решения помогаю индивидуально если ученик сталкивается с затруднениями и нуждается в помощи, в зависимости от уровня подготовки ученика. По окончании данного времени демонстрирую правильное решение или предлагаю ссылку на соответствующий ресурс. Сравниваем и обсуждаем решение, делаем выводы о том, что получилось и что следует повторить.

На тематических консультациях занятие организуются иначе. Задания по определённой теме выношу на доску. В ходе беседы с ребятами анализируем их. Если возникает необходимость, то перед решением подготавливаем на доске в форме кластера или ментальной карты теоретическую «шпаргалку». Предлагаю решать задания поочерёдно. Здесь можно варьировать: если материал ещё на этапе обсуждения вызвал много вопросов или сложностей, то демонстрирую решение первого задания сама, а затем переходим к самостоятельно работе. Если отдельные учащиеся проявляют инициативу, то решение могут на доске показать они. Причём изначально у ребят свобода выбора, кто-то может работать индивидуально, кто-то группируется, чтобы получить поддержку в ходе решения. По окончании заданного времени ребята озвучивают полученный ответ, и я демонстрирую правильное решение (или ответ). Сравниваем, анализируем. Делаем выводы и переходим к следующему заданию.

Учащиеся с положительной мотивацией осуществляют подготовку к итоговой аттестации самостоятельно, в этом случае со стороны учителя достаточно помогать с учебным материалом, направлением в темах и отдельными индивидуальными консультациями по необходимости.

Литература:

1. Дифференцированное обучение: понятие, виды и формы: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/differentsirovannoe-obuchenie/

2. Дифференцированное обучение – один из ведущих путей обеспечения качества обучения https://www.azbyka.kz/differencirovannoe-obuchenie-odin-iz-vedushchih-putey-obespecheniya-kachestva-obucheniya


Скачать файл