Завгородняя Вера Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин
КГКП "ДШИ им. Ш. Калдаякова"
Данный урок носит пропедевтическую цель, введение в курс мировой музыкальной литературы. Целесообразно начать обучение с мифологической темы, которая увлекательна для учащихся. Форма видео-лекции повышает качество активации познавательной деятельности учеников, позволяет более эффективно усваивать учебную информацию.
Рубрика: Дополнительное образование Дата: 29.12.2023
Цель урока – введение в курс предмета мировая музыкальная литература через музыкальную мифологию
Задачи: увлечь учащихся предметом мировая музыкальная литература,
расширить кругозор учащихся, формировать эстетическую культуру учеников, развивать потребность общения с музыкой
Тип урока - получение новых знаний
Методы обучения: видеолекция, тестирование, метод самостоятельной работы учащихся
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, планшеты
Этапы урока:
I. Этап мотивации.
Музыка окружает нас повсюду. Это – одно из самых древних искусств и самых мощных по силе воздействия на человека. Музыка появилась, как утверждали мудрецы, одновременно с сотворением мира. А власть музыки над душами людей была осознана ещё тысячелетия назад. Что же о ней мы можем узнать из музыкальной мифологии?
II. Этап изложения нового материала.
Просмотр видеолекции «Рождение музыки»[1]
Текст видеолекции:[2]
Где и когда появилась музыка? Кто её изобрёл? Эти вопросы издавна волновали человечество.
Однажды бог Нарада сидел на вершине горы, погруженный в раздумья. Вдруг его внимание привлекли звуки, извлекаемые лёгким дуновением ветерка. Они продолжали расти, становясь всё прекраснее и разнообразнее. Вот так древнее индийское стихотворение описывает тот момент, когда вдруг из «ничего», из лёгкого дуновения ветерка возникла первая музыка. Бога Нараду древние индусы и считали главным богом музыки, который подарил человечеству это великое искусство.
А в Древней Греции нашлось своё объяснение. Однажды богиня охоты – прекрасная Артемида выстрелила из лука и первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Артемида поспешила сообщить об этом своему брату Аполлону. Открытие Артемиды так понравилось Аполлону, что он и сам стал извлекать из оружия очаровательные звуки.
У греков Аполлон Мусагет являлся богом музыки и предводителем муз - юных прекрасных богинь, дочерей Зевса. По вечерам на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон Мусагет водил хороводы вместе с музами и сопровождал их пение игрой на золотой кифаре. Музы черпали воду из источника и одаривали ею избранных, а те становились художниками, поэтами, танцорами, актёрами и музыкантами. Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа внимала их сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей. Из девяти муз пять были тесно связаны с музыкой: Эвтерпа - покровительница всего музыкального искусства, Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой, Терпсихора - хоровым пением, Эрато - свадебными песнями, а Полигимния - песнями в честь богов и героев.
Один мудрец из китайской легенды сравнил всю Поднебесную с музыкой. Всё во вселенной освещается солнцем и луной, управляется планетами и звёздами, приводится в порядок временами года и двенадцатилетним циклом. А Музыка устремляется в пространство и совершает чудеса, приводящие в порядок Вселенную. Поэтому с давних времен все люди на Земле мечтали о сохранении Великого Равновесия, и долго они искали то, что могло бы его удержать. Бродили они по дорогам, брали в руки разные предметы, но всюду царило Великое Молчание. Вот один человек, срезал бамбуковую палку, сделал на ней несколько дырочек и дунул в неё. На эти Звуки собралось великое множество народа. Все слушали Звуки и восхищались. И было решено, что это есть состояние Великого Равновесия. С тех пор Музыка сопровождает китайцев повсюду, а всё в мире совершается как надо.
Казахская легенда рассказывает о том, что давным-давно жизнь людей без музыки была мрачная и безрадостная. Не было весёлых праздников и тоев, людей давила ледяная тоска, ибо в момент скорби не могли они позвать на помощь песню, рассеивающую печаль. А песня жила высоко на седьмом небе, вдали от земли. Наконец, прекрасная песня отправилась в полёт. Люди, над которыми песня промчалась высоко, так и не услышали её волшебных мелодий. Народы, над которыми она пролетела пониже, смогли запомнить лишь малую часть её сокровищ. Над казахской степью долго кружила песня, и люди услышали её, а потом и сами научились петь и сочинять прекрасные песни и жыры.
У большинства народов есть мифы о появлении музыки, о богах и героях, открывших её людям. Но все они похожи. Такое совпадение не удивительно, поскольку, испытав на себе необыкновенное воздействие музыки, человечество единодушно приписало музыке не земное, а божественное происхождение.
III. Этап первичного контроля знаний.
Задание 1. Выполни тест:
1. Музыка выражает:
а) мысли человека б) чувства людей в) знания об окружающем мире
2. Предводитель муз:
а) Зевс б) Аполлон в) Дионис
3. Согласно верованиям древних людей, создание музыки приписывается:
а) первым людям б) природе в) богам
4.Индусы считали, что первая музыка появилась:
а) из щебета птиц б) из легкого дуновения ветерка в) из плеска волн
5. Инструмент, на котором играл Аполлон:
а) арфа б) авлос в) кифара
Задание 2. Что общего в словах: музы, Мусагет, музыка, музыкант, музей?
Объясни значения слов:
Музы - _______________________________
Мусагет - _______________________________
Музыка - _______________________________
Музей - _______________________________
IV. Заключительный этап урока.
Итак, из сегодняшнего урока мы узнали о том, что музыка в древности играла столь важную роль в жизни людей, что она воплотились в многочисленных мифах и преданиях. Но все они имеют много общего. Люди разных стран и национальностей, разделенные временем и расстоянием, языками и вероисповеданием говорят о музыке как о великой силе, способной влиять на чувства и состояние человека, способной изменить мир к лучшему.
V. Этап информирования домашнего задания.
Изложи письменно казахскую легенду о музыке из видео-лекции «Рождение музыки».
Литература
1. Электронный ресурс https://youtu.be/-lY2EnyU8H4
2. Завгородняя В.В. Мифы и легенды о музыке в Сборнике материалов IV Областного практического семинара «Региональный опыт использования традиционных и инновационных технологий в преподавании музыкально-теоретических дисциплин» «В пульсе времени», Караганда, 2016