Навигация

Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Бунакова Елена Сергеевна
воспитатель
КГКП «Детский сад-ясли «Сәби әлемі» отдела образования по Шемонаихинскому району управления образования Восточно-Казахстанской области

В статье проанализированы эффективные способы социализации дошкольников через ролевые игры и рассмотрен личный опыт автора на примере социализации детей через ролевые игры.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 02.03.2024


Фрагмент для ознакомления

Игра – это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений понятий об окружающем мире.
Сухомлинский В.А.

В наше время состояние системы дошкольного образования обновляется и развивается. Новый государственный стандарт показывает, что основой деятельности дошкольного образования является базисный учебный план как субъект детско-педагогического процесса, а не деятельность педагога. Задачи игровой деятельности, которые постепенно усложняются, позволяют ребенку двигаться вперед, развивать свои творческие качества и самосовершенствоваться[1].

По мнению ученого Т. Калдыбаевой, понятие «Социализация» имеет то же значение, что и понятие личности, одно отражает путь социального развития человека, другое является его результатом, а суть социализации заключается в раскрытии человеческих качеств и подготовке к социальному общению в обществе, не только к социальному общению, но и к осознанному соотношению чувств, интересов других людей, кроме себя.

Сюжетно-ролевые игры берутся из жизни, это зеркало жизни. Поэтому детям мы часто рекомендуем играть в сюжетно-ролевые игры. Потому что в процессе игры дети очень ответственно воспринимают отведенную им роль, на время относят себя к категории взрослых, развиваются мыслительные способности. Поэтому необходимо совмещать деятельность детей, будь то на уроке или на прогулке, с игровой деятельностью. Большую роль в игровом процессе играет разговорное общение. Общаясь, дети обмениваются мнениями, впечатлениями, определяют конечные намерения и содержание игры. Для изображения социальной среды я применяю следующие сюжетно-ролевые игры: «Лавочник», «Парикмахер», «Врач», «Кафе», «Почта», «Компьютер» и т.д.[2].

Свободная сюжетно-ролевая игра - самое интересное занятие для дошкольников. Его привлекательность заключается в том, что, играя, ребенок ощущает субъективную свободу, сталкивается с возражениями в экспериментальной производной деятельности и чувствует, что все, что ему трудно-вещи, действия и отношения - зависит от него. Кроме того, в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что игровая деятельность детей в детском саду не достигает должного уровня. Игра-не возникает беспорядка, как любое действие - формируется взрослыми. Для того, чтобы дети могли играть, в их сознании должен стабилизироваться набор эпизодических действий.

Сюжет вне игровой темы в своей простейшей форме может строиться как последовательность условных действий с предметами, в сложной - как последовательность специфических ролевых отношений, в более сложной-как последовательность различных событий[3].

Через образовательные области мы развиваем внимание, дополняя знания детей о профессиях и обучая их отвечать на поставленные вопросы в полной мере. Воспитываем уважение к труду взрослых и проявляем интерес к выбору профессий. Ребенок раскрывает тайны мира, переходя от одного действия к другому. И вот после этого дети сами разыгрывают сюжет, разбиваясь на роли. Дети сами выбирают роли и привыкают к увлекательной игре. Наблюдаю за игрой детей и прославляю сыгранную сюжетную роль, увлекая их играми. Например: в сюжетно-ролевой игре «Парикмахер» дети общаются друг с другом, чувствуют красоту. В игре «Семья» узнают о братстве, родстве друг с другом, осваивают воспитание гостеприимства, сплоченности. Сюжетно-ролевая игра «Доктор» также имитирует действия пациента и врача, в процессе игры пробуждается чувство доброты, заботы, сострадания. Во время прогулки дети играют сюжетную роль «Строительство», строя дом из кубиков, создавая из песка различные предметы, у них развиваются познавательные, творческие способности, повышается интерес к окружающей среде.

В старшей группе я убедилась в формировании социальных и ценностно-значимых компетенций через игру. Благодаря этой работе мы стремимся формировать и развивать у ребенка те способности, которые необходимы в социуме и детском сообществе, семье, жизни. Например: сюжетно-ролевые игры «Кафе, супермаркет», проводимые в средних и старших группах, были посвящены совершенствованию деятельности социального взаимодействия при выполнении конкретных или иных действий, вызванных этими реальными жизненными ситуациями. Ребенок с самого раннего возраста играет, адаптируясь к определенной профессии. Глубоко понимая суть профессиональных игр, мы используем методы похвалы, убеждения, объяснения, чтобы заинтересовать ребенка этой профессией. Цель: обучение доброжелательному отношению к друзьям, развитие качеств честности, воспитание самостоятельности детей, направленной на выполнение игровых заданий и правил, воспитание чувства уважения к старшим, сверстникам и интереса к их движениям и поведению в игре.

Перед организацией игры была проведена определенная работа: закрепление знаний о «супермаркете, кафе» и проведение беседы о профессиях, работающих в нем, знакомство с этими профессиями через технические средства обучения, обучение выбору ролей по собственному желанию.

Таким образом, дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для формирования личности, поэтому не стоит ошибаться, что указанные способности впоследствии будут развиваться самостоятельно. Совместная игра-главное содержание отношений. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть ситуации со всех сторон, учитывать действия и интересы других и соблюдать правила. В обратном случае не будет ни значимых отношений, ни совместных действий.

Главной проблемой в воспитании современного поколения является развитие духовно-нравственного настроя личности в ходе повседневной совместной игровой деятельности, т. е. развитие чувства сопереживания, осознания своих требований. Детство - это не только самый счастливый и беззаботный период человека, но и период интенсивного становления личности.

Список использованной литературы

1. Морозова, Н. М. Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр / Н. М. Морозова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87805/ (дата обращения: 18.01.2024).

2. Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 6.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991.


Скачать файл