Навигация

Приемы развития гармонического слуха на уроках старшего хора

Ходаковская Светлана Федоровна
преподаватель хорового и сольного пения
КГКП "Детская музыкальная школа" отдела образования г.Лисаковска Управления образования акимата Костанайской области

Развитый гармонический слух предполагает, что человек, владея навыками в определении сторон многоголосного звучания, синтезирует их и может полностью осознать воспринимаемую музыку, то есть может проанализировать, сыграть, и записать ее. Для достижения этой цели необходимо работать над развитием гармонического слуха с самого начала обучения, формировать все стороны гармонического слуха, опираться на общие впечатления, постепенно углубляя и детализируя их и разнообразить приемы работы, избегать стандартов, использовать яркие, контрастные звучания.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 17.05.2024


Фрагмент для ознакомления

Музыкальный слух – это комплекс способностей воспринимать и осмысливать многозначные звуковые впечатления: высоту, лад, тембровую принадлежность, метроритм, динамику и ее развитие, гармонические и полифонические приемы и формы, структуру произведений, а также способность воспроизводить музыку в своем сознании (внутренний слух).

Таким образом, гармонический слух является одним из компонентов музыкального слуха. Н.А. Римский-Корсаков гармоническим музыкальным слухом определяет способность воспринимать и воспроизводить многоголосную музыку и производить слуховой анализ определенных созвучий и сочетаний.

Гармонический слух, как и всякая способность, поддается развитию. Практики хоровой работы утверждают, что гармонический слух развивается в результате систематической работы в хоре в специфических условиях многоголосного звучания. Слух человека, имея способность развиваться, можно совершенствовать несколькими способами:

1.Анализировать, определяя на слух, интервальные и аккордовые последовательности;

2.Подбирать на инструменте, или петь какие-либо музыкальные произведения или просто мелодии;

3.Писать музыкальные диктанты, то есть, имея необходимые теоретические знания, записывать нотами услышанную мелодию.

Чтобы иметь возможность осуществлять рекомендуемые упражнения, прежде всего, надо освоить главный метод развития слуха - сольфеджирование. Сольфеджирование – это пение мелодий, мажорных и минорных гамм в гармоническом и мелодическом ладу, а также умение петь аккорды, в разложенном виде и различные интервалы. Сольфеджирование обеспечивает учащимся способность проводить слуховую связь между написанной на нотном стане нотой и звучащим тоном, который соответствует этой написанной ноте.

Не менее важно обеспечить юным хористам развитие музыкальной памяти. Нередко руководители хоровых коллективов говорят, что у воспитанников «прекрасная музыкальная память», рассказывая при этом, как быстро выучил коллектив по слуху ту или иную песню. Но это память мелодическая. На самом деле пользование одной, так называемой, мелодической памятью приводит к одностороннему развитию музыкальных данных ребенка. Пение по слуху антипедагогично во многих отношениях. Серьезную и систематическую работу по развитию музыкальной памяти, весь комплекс приемов и упражнений осуществляется на занятиях хора во время распевания. Это пение гамм, в том числе хроматических, это упражнения на развитие чувства лада, это слушание гармонических цепочек, а затем пропевание каждого голоса всем составом хора (подобные навыки способствуют скорейшему овладению другой партией) и пение в гармонии. Поскольку позже дети поют и политональные сочинения, целесообразно наряду с упражнениями, укрепляющими чувство лада, петь упражнения, уводящие из определенного лада и состоящие из различных сочетаний тонов и полутонов. Главная задача заключается в том, чтобы научить каждого участника свободно интонировать тон и полутон — сначала в упражнениях, а затем и при чтении нотного текста.

Чем старше дети, тем сложнее становятся мелодии. Важно, чтобы каждое упражнение имело свою, четко поставленную учебную задачу. Например, упражнение на пропевание тонического трезвучия; на неустойчивые звуки; на сочетание звуков неустойчивых с устойчивыми; на скачки от пятой ступени к седьмой и т.д. Впоследствии, когда благодаря такой системе упражнений у детей будет развита активная музыкальная память, можно выучить целую песню способом, так называемого устного диктанта. Главное, чтобы работа по развитию гармонического слуха была систематичной, ведь музыкальный слух, как любая функция нашего организм, любое умение, развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся.

Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Методически целесообразен и путь, который заключается в том, что изучение многоголосия начинается с народных песен подголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением. Партия вторы в народной песне, участвуя в создании основной мелодии, как бы приобретает свой облик, а не становится только добавлением к первому голосу. Поэтому партия вторы легче, выразительнее, чем партия второго голоса в примерах гомофонно-гармонического склада. Встречающиеся унисоны как бы выравнивают голоса, а появление после них двухголосия звучит особенно ярко и образно. Практика показывает, что этот метод в дальнейшем дает наилучшие результаты. Работа над двухголосием (и многоголосием) необходима и для выработки чистоты интонации: гармоническое слышание помогает почувствовать точную интонацию линии каждого голоса.

Средством развития гармонического слуха, кроме распевочного материала, является правильно подобранный репертуар.

Особое место в репертуаре детского хора должна занимать имитация, полифония. Именно благодаря приобретению навыков пения полифонических произведений хористы получают интенсивное хоровое развитие, осознанно исполняют каждый свою хоровую партию. Здесь хочется обратить внимание на музыкальный канон. Лучшие каноны при всей простоте их исполнения украшают концертный репертуар коллектива. При этом работа над канонами способствует развитию навыков, необходимых при исполнении полифонических произведений. В западной литературе особенно много канонов (В. Моцарт, И. Гайдн, Б. Барток). Впоследствии, также для развития гармонической памяти, многие произведения можно подробно разобрать, провести гармонический анализ, который дает ребятам возможность хорошо узнать не только свою, но и соседнюю партию.

В большинстве случаев произведения, разучиваемые хором, написаны в куплетной форме, и гармонические обороты в них просты. Но надо постепенно готовить хористов к усвоению более сложной хоровой музыки (кантаты, сюиты).

Развитый гармонический слух предполагает, что человек, владея навыками в определении сторон многоголосного звучания, синтезирует их и может полностью осознать воспринимаемую музыку, то есть может проанализировать, сыграть, и записать ее. Для достижения этой цели необходимо работать над развитием гармонического слуха с самого начала обучения, формировать все стороны гармонического слуха, опираться на общие впечатления, постепенно углубляя и детализируя их и разнообразить приемы работы, избегать стандартов, использовать яркие, контрастные звучания.

Используемая литература:

1. Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. – Л.Музгиз 1954 г.

2. Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий М.Музыка

3. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М.Академия педагогических наук РСФСР, 1961 г.

4. Кирнарская Д. Музыкальные способности. М., Таланта – 21 век, 2004 г.

5. Самойлова Л. Автореф. Развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке.

6. Старчеус В. Слух музыканта. – М. Москва 2004 г.

7. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. С.115-116.


Скачать файл