Навигация

Нетрадиционное оборудование в работе учителя-дефектолога

Тополя Антонина Александровна
учитель-дефектолог
КГУ "Кабинет психолого-педагогической коррекции №2" УОКО

У детей с задержкой психического развития, наблюдается недостаточная сформированность представлений о форме, величине, цвете, недоразвития зрительной памяти, пространственного восприятия окружающего мира. Вместе с тем, дети испытывают трудности зрительно-пространственного гнозиса, что в последствии приводит к оптической дисграфии и дислексии. Ребенок в игре раскрепощен, активен и готов к познавательной деятельности. Именно поэтому занятия с нетрадиционным оборудованием, позволяют тратить, гораздо меньше усилий и при этом добиваться более значительных и быстрых результатов.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 07.01.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Многофункциональный световой столик с дистанционным управлением (используется как для копирования рисунка, так и для рисования песком) способствует реализации следующих задач:

расширение знаний о сенсорных эталонах, закрепление представлений о системе сенсорных эталонов; расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования; развитие остроты зрения, подвижности глаз; формирование умения зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях; развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха и восприятия; автоматизация и дифференциация звуков; развитие связной речи, умения составлять творческие рассказы и описывать нарисованные предметные картинки.

Рисуя песком на стекле дети становятся творцами, можно только удивляться полету их фантазии, этому помогают предложенные игры: «Рисуем фигуры на песке», «Необычайные следы» (скажи чей след – притяжательные прилагательные), «Телеграф» (игра с элементами самомассажа), «Ладошка на память», «Гусеница ловит хвост», «Волшебные узоры» и «Напиши букву», «Чья дорожка» (дети произносят звуки, рисуя пальчиком дорожку)» т.д. Перенесение на световой столик даже знакомых педагогам традиционных игр позволяет добиться больших результатов и лучшей заинтересованности детей.

Всем привычная калька проигрывает «Световому столику для копирования» в разнообразии получаемых ребенком сенсорных впечатлений, воздействия на эмоциональную сферу, мотивацию ребенка. Выполнение детьми таких заданий, как «Скопируй узор, скажи, где предмет» (использование предлогов и наречий), «Дорисуй вторую половину и скажи, кто (что) это?» (активизация словарного запаса), «Рисование по клеточкам» на световом столике проходит продуктивней. Благодаря игре света, теней, оригинальности и необычности ощущений и процесса работа на световом столике усиливает терапевтический эффект. Игры на световом столике вызывают живой интерес у детей разных возрастных групп.

Сетчатый тренажер «Зоркий глаз» рекомендуется не только в качестве способа снятия нагрузки на глаза, но и как средство развития когнитивных процессов, коммуникативных способностей детей с ЗПР. За мелкой сеткой крепятся картинки, соответствующие возрасту и остроте зрения детей, черно-белые, цветные либо с содержанием сюжета. При работе на тренажёре дети смотрят на них через мелкую сетку и называют, что видят. Для высокой эффективности используем известные игры как: «Что перепутал художник», «Путаница», «Кто больше заметит небылиц», «Назови времена года», «Где расположены геометрические фигуры?», «Какие игрушки спрятались (зашумлённые картинки)», через эти игры происходит развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Из практики работы можно сделать вывод, что использование нестандартного оборудования дает возможность корригировать речевую и интеллектуальную недостаточность в определенной связи и взаимодействии, обеспечивая социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с особыми образовательными потребностями.


Скачать файл