Навигация

Технология кроссенс как средство развития связной речи старших дошкольников

Костина Валентина Александровна
воспитатель класса предшкольной подготовки
КГУ «Тогузакская общеобразовательная школа отдела образования Карабалыкского района» Управление образования акимата Костанайской области

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Идея технологии как все простое, гениальна и, как все гениальное, очень проста - объединить понятия, слова и образы воедино.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 07.01.2023


Фрагмент для ознакомления

Не для кого не секрет, что ежегодно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Наша задача - обеспечить доступность качественного образования для всех воспитанников. Ведь вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей позволят предотвратить и свести к минимуму вторичные нарушения.

Несомненно, речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении. Актуальным становится содержание логопедических занятий. Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск новых эффективных технологий развития детской речи.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию новую технологию, которую можно использовать в развитии речи дошкольников. Это технология –Кроссенс. Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения.

Идея создания данного метода принадлежит российским соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое обозначает с английского языка «пересечение слов». Новизна заключается в том, что метод кроссенса впервые применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Я же с технологией кроссенс познакомилась недавно, предложила её детям. У ребят появился интерес. Понимая, что работа по технологии Кроссенс трудна, но интересна – передо мной встал вопрос – «Сможет ли данная технология помочь ребенку с речевыми нарушениями, прочувствовать, прожить ситуацию собственного успеха, через позитивное отношение к окружающему миру на основе речевого общения, поспособствует ли расширению активного словаря?»

Технология Кроссенс направлена на формирование у детей логического, критического типа мышления, креативности и навыков продуктивной коммуникаций. Почему я предпочла именно кроссенс, а не какую-либо другую технологию, ответ прост, он объединяет в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений, это загадки, головоломки, ребусы, и представляет собой таблицу из картинок на разные темы. Задача детей найти ассоциативную связь между ними, кроме того, это нетрадиционная проверка знаний с работой с детьми ОВЗ т.к. позволяет в течение всего занятия поддерживает концентрацию внимание на исследуемых объектах, стимулирует активность мыслительных процессов. Решение кроссенса, требует от каждого ребенка знание фактов, умение устанавливать между ними связь, даже если это на первый взгляд невозможно. Надо сказать, что большинство детей имеют гибкое мышление и успешно справляются с заданием. Кроссенс — это универсальное средство обучения. Его можно создать в различных формах, на большом листе бумаги для взаимодействия в команде, на небольших карточках для индивидуальной работы, можно представить его в виде модели или макета.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 4 элемента - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (центральный квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Естественно, дошкольникам класса предшкольной подготовки 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, я, основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенсы с полем из трех, а затем – из четырех квадратиков. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно было как с одним ребенком, так и с группой. Конечно, нужно адаптировать кроссенс, дошкольники не могут справляться с таким количеством изображений и связать между собой изображения, поэтому мы убираем количество ячеек и разрабатываем кроссенс в определённой тематике.

Здесь мы просим ребенка назвать картинки: - Что ты видишь? Ребенок начинает описывать все, что видит — это дерево, сок, варенье, и символ крестик, мы обговариваем, что это символ обозначает здоровое питание, и просим разгадать кроссенс, о чем этот кроссенс? в середине стоит знак вопроса ребенок должен увидеть взаимосвязь между деревом, соком, вареньем и символом. Ребёнком составляется рассказ, что может расти на дереве это фрукты, из фруктов делают сок, из фруктов делают варенье и все это здоровое питание. Значит решение этого кроссенса было фрукты.

Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми: на стадии определения темы образовательной деятельности, для определения и постановки проблемы, для закрепления материала, как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений), как творческая совместная работа родителей с детьми.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории, с целью создать условия для самостоятельного творческого поиска. Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Составлять кроссенсы - одно удовольствие. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.

Какую бы программу или технологию мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее.


Скачать файл