Широцкая Марина Николаевна
преподаватель физики и математики
КГКП "Щербактинский аграрно-технический колледж"
В статье описано одно из занятий кружка "Математика и физика" (МиФ), на котором студентами решается задача математической грамотности Международной программы по оценке образовательных достижений, обучающихся PISA - задача «Кальций». В ходе решения задачи прослеживается межпредметные связи, связь с жизнью. Одновременно студенты получают навыки исследовательской работы с использованием ИКТ.
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 30.01.2023
В наше неспокойное, «пандемичное» время каждый человек хочет быть здоровым. «Здоровье – это главное все остальное без него – ничто», так говорил Сократ. Люди сами укрепляют или разрушают то, что дано им природой.
Для укрепления здоровья, быстрейшего выздоровления от любых болезней, с различными лекарственными препаратами врачи назначают комплекс витаминов и минералов, и особое внимание уделяется таким микроэлементам как кальций, магний, витамин Д, без которого кальций и магний не усваивается. Все знают, что витамины и микроэлементы – это необходимая часть пищи. Часто можно услышать такую фразу: «Ешь, эта пища полезная, в ней много витаминов».
Я, как преподаватель и классный руководитель группы «Организация питания». большую часть времени провожу в колледже: учеба, внеклассные мероприятия, занятия кружка, в том числе – и в обеденное время. Поэтому на занятиях кружка по математике студентам моей группы как будущим поварам стало интересно лично и с профессиональной точки зрения, сколько витаминов и микроэлементов содержаться в тех продуктах, которые мы получаем с пищей. Достаточно ли это для здорового, полноценного питания на день, неделю, месяц? Подтолкнули на разрешение этих вопросов мероприятия, проводимые в группе:
Основная цель решения задачи: определить содержание «Кальция» в продуктах питания, которые мы употребляем ежедневно, за месяц, и выяснить достаточно ли мы получаем этот микроэлемент, поэтому объектом и предметом исследования является микроэлемент кальций, его содержание в продуктах питания и значения для человека.
В ходе решения задачи прослеживается межпредметные связи с биологией и химией, ребята знакомятся с содержанием микроэлемента кальция в продуктах питания, определяют достаточность (недостаточность) содержания в продуктах питания, показывают его значимость для здоровья человека.
При решении задачи были применены и методы исследовательской работы: сравнение, анализ, выполнение математических расчетов в электронной таблице MS Excel, с использованием формул и функций; сопоставление выявленных закономерностей и результатов исследования.
Сегодня о витаминах и микроэлементах известно достаточно много, но многие студенты, не знают нужной информации о роли витаминов и микроэлементов в процессах жизнедеятельности человека или чаще имеют общее представление по этой теме. Данная работа по решению задачи «Кальций» по математической грамотности PISA позволила студентам повысить уровень знаний о микроэлементе кальций, его свойствах, содержании в продуктах и значении для человека.
Задача «Кальций».
В газете «Новости» Диана прочитала статью о важности кальция в организме человека. Вот, что она узнала: Кальций — элемент периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Обозначается символом Ca (лат. Calcium —«известь», «мягкий камень».). Простое вещество кальций — мягкий, химически активный металл серебристо-белого цвета. Кальций играет важную роль в развитии костей и зубов. Это особенно верно для младенцев, маленьких детей и для подростков. Кальций играет важнейшую роль в подержании здоровья сердца - помогает регулировать сердцебиение. Кальций также обеспечивает правильное функционирование нервной системы. Кальций позволяет снизить уровень плохого холестерина. Человеку требуется стабильное количество кальция в организме, чтобы этого микроэлемента хватало для выполнения всех ролей, которые он играет.
Для людей всех возрастов требуется регулярная суточная доза данного минерала.
Задание 1. Используя данные таблицы, определите какое количество кальция и магния (в граммах, 1г = 1000 мг) необходимо подростку за 4 дня, за месяц.
Таблица № 1.
Суточные нормы минералов для мальчиков (данные в мг) |
Суточные нормы минералов для девочек (данные в мг) |
||
Хлориды |
1900 |
Хлориды |
1900 |
Фосфор |
1200 |
Фосфор |
1200 |
Магний |
300 |
Магний |
280 |
Калий |
1500 |
Калий |
1500 |
Кальций |
1200 |
Кальций |
1200 |
Натрий |
1100 |
Натрий |
1100 |
Железо |
12 |
Железо |
15 |
Йод |
0,13 |
Йод |
0,15 |
Селен |
0,04 |
Селен |
0,04-0,045 |
Фтор |
4 |
Фтор |
4 |
Задание 2. Верно ли, что Диана получает достаточное количество кальция в сутки и в месяц, если известно меню её четырех дней?
1 день – «Поездка на экскурсию». В этот день Диана уезжала в город на экскурсию, экскурсия бывает один раз в месяц.
2 день –«Выходной». Обычный выходной день.
3 день – «Участие в спортивных соревнованиях в школе». В этот день Диана завтракает и ужинает дома, а обедает - в столовой, соревнования- 1раз в неделю.
4 день – «Обычный рабочий день». В этот день Диана ходит в школу, второй завтрак получает в школе, а остальное время находится дома.
С помощью электронной таблицы MS Excel, с использованием формул и относительных ссылок, ребята рассчитали количество кальция, который Диана получает за 1-4 день, за 4 дня, месяц, и занесли результаты в общую таблицу.
Для расчета Содержание кальция в блюде, мг студенты использовали формулу с относительными ссылками: =B4*C4/100, для подсчета Содержание кальция за день – функцию Сумма: =СУММ (D4:D49).
Для облегчения поиска информации по таблице Продукты с высоким содержанием кальция студенты применили фильтрацию данных по команде Редактирование - Фильтр. Для вывода результата содержания кальция достаточно/недостаточно использовали логическую функцию: (=ЕСЛИ(C257> =1200;"норма";"недостаточно"). Полученный результат расчётов оформили в виде таблицы:
День |
Норма, мг |
Получено содержания кальция, мг |
Результат |
Недостаток мг |
1 день |
1200 |
946 |
недостаточно |
254 |
2 день |
1200 |
396 |
недостаточно |
804 |
3 день |
1200 |
613 |
недостаточно |
587 |
4 день |
1200 |
828 |
недостаточно |
372 |
за 4 дня |
4200 |
2783 |
недостаточно |
2017 |
за месяц |
33600 |
19481 |
недостаточно |
14119 |
После выполнения расчетов, и анализа полученного результата студенты ответили на вопросы к задаче:
1. Что может повлиять на итог решения? В продуктах, которые использованы при приготовлении не везде указаны процентное содержание жиров, например, молоко разной жирности будет иметь разное содержание кальция; хлеб иметься только в меню третьего дня, в составе фрикаделек, а ведь хлеб белый содержит 144 мг кальция на 100 гр. продукта.
2. Если кальция недостаточно (достаточно), то что в меню можно изменить, что бы получилась норма? Добавить в меню продукты, богатые кальцием: например, печенье с кунжутом, семечками, бутерброды с сыром или брынзой и зеленью и др.
Таким образом, на одном из занятий кружка «Миф» были решены задачи развития функциональной математической грамотности с использованием ИКТ технологий. Накопленный мною опыт показывает, что применение информационных технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как преподавателей, так и студентов, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение студентами довольно серьезных тем, что, в итоге, ведет к повышению качества обучения.
Библиографический список