Навигация

Игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Рева Лариса Владимировна
воспитатель
ГККП «Ясли-сад №3 «Балбөбек» города Есиль при отделе образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области

Активность ребенка, стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 30.01.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Игра – это ведущая потребность, определяющая развитие ребенка. Игра обладает наибольшими возможностями по сравнению с другими видами деятельности для психического и физического развития детей.

Но любая игра, используемая в рамках образовательного и воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических усилий, определенного педагогического мастерства.

Развитие познавательной активности дошкольников будет проходить более эффективно при использовании педагогически обусловленных приемов и методов, включающих игры на развитие логического мышления, памяти, восприятия, воображения, развития мелкой моторики рук.

Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а также изучить особенности её развития у детей старшего дошкольного возраста.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.

Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.

При использовании важного методического приема педагог в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или по контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию.          Ребенок быстро находит ответ на вопросы: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, - все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу».

Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику - летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры для того, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о себе.

Нелишне положительно оценить сам факт постановки вопроса или его удачную формулировку.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

- с игрушками и предметами;

- настольно-печатные;

- словесные.

Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. В игре надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:

- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);

- мотивационный (желание узнавать новое);

- практический (применять полученные знания и умения в жизни).

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;

- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком.

Правила работы с играми:

  • Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.
  • Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.
  • Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры - 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).

Познакомиться со структурой описания игр:

  • подробное описание цели;
  • перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;
  • описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;
  • советы по организации игрового пространства;
  • изложение правил и хода игры;
  • задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;
  • примеры учебных заданий;
  • примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Планируя игровую деятельность с ребенком, пользуйтесь правилами:

  • Игра должна приносить радость и взрослому, и ребенку. Каждый успех малыша – обоюдное достижение. Радость вдохновляет ребенка на будущие успехи.
  • Не заставляйте детей играть до пресыщения. Игра длится до тех пор, пока она приятна всем. Нельзя делать обидных замечаний.
  • Дайте возможность ребенку думать и делать все самому, и даже отыскивать ошибки. Выполняя все более трудные задания, ребенок развивает свои способности.
  • Чтобы ощутить трудность задач, прежде чем задавать их детям, попробуйте выполнить сами.
  • Начинайте игру с посильных задач. Успех вначале – обязательное условие рождения интереса.
  • Ребенок не интересуется игрой, если у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или … отбили охоту играть. Поэтому больше хвалите, поддерживайте его во время игры.

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание - функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах. От того, как будет организована образовательная деятельность дошкольника, зависит насколько проявится и разовьется у него интерес к познанию окружающего мира, к людям, стремление узнавать и учиться новому.

Благодаря играм, каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Он развивает память, мышление, воображение, восприятие, мелкую моторику.

Особая роль игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.


Скачать файл