Навигация

О новых подходах в преподавании на уроках русского языка и литературы

Уатаева Елена Михайловна
учитель русского языка и литературы
КГУ "Долонская средняя школа"

В статье описаны новые подходы из опыта работы в преподавании на уроках русского языка и литературы


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 14.11.2022


Фрагмент для ознакомления

Изменения в образовании в последние годы в практике образования не оставили без изменения ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентировочного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. В школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки;

- исследовательские, рефлексивные и самооценочные;

- формировали не просто умения, а компетенцию, т.е. умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Изучая новые методы образования и поиск новых средств обучения учащихся, привели меня к пониманию того, что мне нужны групповые, игровые, ролевые проблемные, рефлексивные и прочие формы методы обучения.

Новые подходы в преподавании русского языка и литературы позволяют так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Содержание учебной программы в обновленном контексте по русскому языку и литературе позволяет значительно расширить взгляды учащихся на традиции и обычаи, образ жизни историю своего и других народов, воспитать, толерантное отношение к другим народам, формировать представление о универсальных, общечеловеческих ценностей. Овладение русским языком и литературой поможет учащимся адаптироваться к условиям современного мира, успешно регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией, научит пользоваться различными источниками информации и современными информационными технологиями для выражения и обоснования собственного мнения.

Благодаря новым методам обновленной программы учащиеся смогут применять полученные знания в любой ситуации, что позволяет им преодолевать любые трудности и решать различные проблемы, с которыми ученики столкнуться в будущем. Учащиеся смогут усовершенствовать свои коммуникативные компетенции, языковые навыки в различных сферах и обстоятельствах, что, несомненно, необходимо для успешного сотрудничества и взаимопонимания в многонациональном обществе. На уроках русского языка и литературы, я стараюсь применять несколько методов и подходов обучения русского языка и литературы. Естественный подход в изучении языка стремиться сделать знания в классе как можно более содержательными, связав их с реальным миром и используя реальные материалы для чтения. Здесь учитель использует фотографии, наглядные пособия, мультимедийные ресурсы. Используя этот метод на уроке ученики не обязаны ничего говорить, пока они не почувствуют себя готовым, здесь задания сосредоточены на информационном взаимодействии. Так же естественный подход могут использовать и метод физического реагирования. Здесь учащиеся во время заданий методом реагирования помогает учащимся понять язык. Понимание поддерживается за счет использования картинок, жестов и действий. Учитель описывает одну из изученных картинок. Просит учащихся указать на правильную картинку, например, «Покажите мне картинку, на которой изображено животное, жующее печенье».

Коммуникативный метод обучения стремиться к тому, чтобы учащиеся знали, как использовать язык для различных целей и аудитории и как изменять его. Например, при использовании неформальной лексики, как понимать производить различные виды текста, например отчеты, рассказы, инструкции. При использовании этого метода на уроках русского языка и литературы учащиеся практикуют ролевые игры, обмен мнениями, игры, чтения, карты, «джигсо», учащиеся воедино собирают части информации интервью, анкеты. Здесь у учеников предоставляется способность представлять язык знание состава предложений знание того, как использовать язык, для разных целей. Знание различных видов текста. На уроках русского языка и литературы я использую последовательность обучения это чтение текста, сбор идей, письмо совместное направленное и независимое письмо. Используя эти методы, я сначала даю учащимся возможность слушать и говорить, а потом читать и писать. Эти навыки позволяют учащимся больше времени работать в других направлениях. Увеличивает время на обдумывание идей, составление плана, письменных работ, закрепляет понимание, дает возможность высказаться представляет решать проблемы совместно.

На уроках русского языка и литературы для лучшего освоения художественных произведений я использую, ИКТ, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию. Например, это такие методы, как «Снежный ком», «Партнер по беседе», «Мешалки для кофе», «Демонстрация персонажа на стене», «Чтение с остановками», «Создание истории» используя эти активные методы, ученики не только пассивно слушают, но и активно участвуют в процессе урока. Используя все эти методы на уроках, я поняла, что учитель должен быть активным в процессе обучения.

Учитель должен уметь организовать урок, делится своим опытом с другими коллегами, развиваться творчески, умеющий анализировать проведенную работу, должна быть большая практика навыков обучения и вообще учитель должен быть коммуникабельным, трудолюбивым.

В 6 классе в разделе «Характер и внешность человека» по теме А.П. Чехов «Хамелеон», цель обучения по (чтению) понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначения текста. Дети определяют цель текста, понимают содержание. На этом уроке я использовала активный метод обучения «Линия поведения» и «Зону отношений» ученики в группах обсуждали поведение главных героев. Ученики обсуждали действие Очумелова по «Линии поведения». Ученики могут определить факты, о персонажах, характер и поведение, определяют основную цель текста. Практика работы показала, что возможно организовать диалог и в парах, и в группах. При выполнении заданий ученики обмениваются знаниями идеями и приходят к единому заключению.

Неудача ученика в обучении часто происходит из-за неудачной попытки или отказа учителя эффективно мотивировать. Важная роль учителя я думаю, заключается в том, чтобы понять многие факторы, определяющие степень мотивированности учащихся. Это такие факторы как энтузиазм учителя с использованием различных методов преподавания и стратегий обучения, активные задачи обучения с большим количеством участников. Учебная деятельность, установленная на необходимых уровнях и дифференцированная таким образом, что все учащиеся испытывают некоторый успех. Используются разнообразие методов преподавания и обучения - уроки непредсказуемые. Изменения темпа урока с представлением учащимся «времени» «для размышления». Учащимся предоставляют индивидуальную поддержку. Большая похвала и положительный отзыв от учителя. Учащиеся знают цели и то, что от них ожидается.

Основной педагогический вопрос заключаемся в умении учителя способствовать мотивации, в частности, внутренней мотивации. Мы учителя часто на уроках используем внешний подход для определения и поощрения хорошей работы, к примеру, учитель может похвалить учащихся за подробный рассказ, написанный учениками, и, в то же время, пожурить тех, кто работает не в полную меру своих возможностей. Проводя уроки и используя эти подходы, я заметила, что внешняя мотивация может снижать внутреннюю мотивацию.

На уроках русского языка и литературы я использую такие методы как графические органайзеры для различных навыков чтения: «Один круг», «Кластеры», «Два кружка», «Диаграмма Венна», «Линия времени», «Карта истории», радиальная диаграмма «Паутинка», «Фишбоун». В основном эти органайзеры хорошо применять для раскрытия главных героев, находят ключевые слова, время, события и т.п.

Стратегия «Гора истории» тоже очень хорошо помогает раскрыть действие сюжета рассказ. Разминка «Бормотание и лепет» (слушание). Один ученик как можно быстрее говорит свою историю, а второй безразлично его игнорирует. В результате анализа соответствующих исследований была установлена связь между слушанием, говорением и обучением учеников. между говорением, слушанием и обучением учеников. Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Таким образом, я думаю, чтобы получить новое качество образования, педагогу необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что делается хорошо, хотелось бы изменить. Это и есть оценка своих деяний как человека, как педагога. Без рефлексии невозможно движение вперед как в жизни, так в профессиональной деятельности. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен с одной стороны постоянно учиться заниматься самообразованием, а с другой стороны, само реализоваться в педагогической деятельности. Основная функция учителя сегодня – направляющая. Обучающийся и преподаватель выступают при таком подходе в качестве равноправных партнеров образовательного процесса, происходит изменение стиля взаимоотношений между преподавателем и учащимся, переход от авторитарного к демократическому. Если учитель хочет воспитать творческую, самостоятельно думающую, сомневающуюся и умеющую принимать решения личность, то он должен поощрять в своих учениках, давать возможность ошибаться, стимулировать самостоятельную работу учащихся, побуждать их к принятию решений, и ответственности за свои решения.

Список литературы:

1. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства.2015год.

2. https: /gigabaza.ru/dos/124148html

3. www.zkoip.kz/ru/2015 smart

4. Русский язык и литература 5 класс.2017

5. Русский язык и литература 6 класс. 2018


Скачать файл