Навигация

Развитие речи как средство повышения общественной активности учащихся с ООП

Басова Екатерина Павловна
воспитатель
КГУ ПДЦСО акимата СКО УКЗиСП акимата СКО

Данная статья посвящена детям с ООП. Развитие речи играет важную роль в развитии особенных детей. Повышение общественной активности стимулируется с помощью развития речи


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 19.02.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть овладеть речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот посему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, нередко осложнено недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывание речи, но и в характере ее формирования.

Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение излагать мысли затрудняют процесс обучения ребенка с особыми образовательными потребностями грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем учебным предметам.

Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ наилучшей социальной адаптации.

Недостаточная сформированность речи умственно отсталых школьников существенным образом влияет на становление их социальной адаптации. Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. Жизнь в обществе предполагает постоянный процесс общения. Ученики специальных (коррекционных) школ и особенно школ-интернатов ограничены в социальных и вербальных контактах, не имеют возможности свободно общаться с другими людьми (кроме ближайшего окружения). Задача школы и, в частности, уроков социально-бытовой ориентировки – создать условия для такого речевого развития учащихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.

Учителю в своей работе необходимо в первую очередь учитывать особенности психического развития детей, что важно для их речевого, а следовательно, и общего развития.

Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

Наличие дефектов произношения у умственно отсталого ребенка оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи. Недостаточно четко воспринимая слова в целом, он не может различать оттенки значений многих слов. Это затормаживает общее развитие речи, замедляя овладение словарным составом и грамматическим строем языка. Фонетические недостатки речи влекут за собой большие трудности в овладении грамотой.

Дефекты произношения в значительной мере усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталого ребенка и создают препятствия для общения с окружающими. При наличии дефектов произношения могут возникнуть неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.

Следующая особенность устной речи умственно отсталых детей заключается в ее недостаточной выразительности. Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений. Учитель должен в своей работе уделять внимание воспитанию выразительной речи учащихся, учить их выражать смысловые оттенки с помощью голоса, правильно расставлять ударения и паузы.

Исследованием социальной активности в детском возрасте занимались В.С. Мухина, М.И. Лисина, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, Е.И. Комкова и др. Многочисленные публикации Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с ОНР стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов.

социальная активность детей с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей: дети не проявляют инициативы в общении, сами не вступают в беседы, в разговоры или могут быть активны в общении, но не могут правильно строить отношения с другими людьми, что отличает их от нормально развивающихся сверстников.

Наблюдение за общением детей с недоразвитием речи во время режимных моментов и в процессе различных видов деятельности показывает, что практически у половины из них не сформирована культура общения: они фамильярны с взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях. Исследователи отмечают, что дети с ОНР используют в общении с взрослыми менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками, что соответствует нормальному онтогенезу средств общения.

В результате исследования структуры группы старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проведенного О.С. Павловой, было выявлено, что в коллективе детей данной категории действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих сверстников. Это выражается в том, что уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются те, кто плохо владеет коммуникативными средствами, кого преследует неудачи во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Среди "непринятых" и "изолированных" чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.

Качествами, обеспечивающими лидерство, являются успех во всех видах деятельности (игровой, продуктивной, трудовой, учебной), достаточный уровень сформированности коммуникативных умений (умеют слушать и понимать обращенную речь, излагать свои мысли последовательно), наличие положительных черт характера, активность по отношению к детям и педагогам. В игре такие дошкольники обычно чаще других предлагают сюжет, занимаются распределением ролей, отводя себе главное, иногда подавляя инициативу сверстников.

Кроме этого, положение ребенка в коллективе тесно связано со степенью тяжести его речевого дефекта. Так, те из них, кто занимает высокое положение в системе личных взаимоотношений, как правило, имеют сравнительно хорошо развитую речь. Среди детей, занимающих неблагоприятное положение, есть положительные качества личности, отличающиеся хорошим поведением, но с более тяжелым речевым дефектом, который и является определяющим в иерархии межличностных отношений.

с самого рождения для полноценного развития ребенку необходимо общение. В первые годы жизни закладываются основы личности, основы деятельности растущего ребенка. И чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него общение с взрослым. В процессе общения у ребенка формируется образ самого себя, образ взаимоотношений с другими людьми, избирательные привязанности, духовность. Общение с взрослым влияет на психическое развитие ребенка. Трудности общения детей с нарушениями речевого развития проявляются в несформированности основных форм коммуникации, снижении потребности в общении. Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании игрового процесса. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, отсутствие диалогической и монологической речи. Особенностями поведения являются незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Литература:

1.    Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2.    Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.

3.    Галигузова Л., Смиронова Е.О. Ступени общения: от года до 6 лет. О психологии маленького ребенка. – М., 2006.

4.    Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. №6.

5.    Детская логопсихология / под ред. В. И. Силиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2008.

6.    Кравцов Г. Г. Единство аффекта и интеллекта как целостность личности // Вопросы психологии. - 1996. - № 6.

7.    Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними //Дефектология. 1995. №4.

8.    Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011.

9.    Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. М., 1998.

10. Рояк А.А. «Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка». - М; «Педагогика», 2006.

11. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. №1.

12. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис… канд. пед наук. М, 1999.

13. Шевандрин Н.И. Выявление уровня развития межличностных отношений группы на основе её ценностно-ориентационного единства: Автореф дис. канд. псих. наук. - М., 2004.


Скачать файл