Навигация

Адаптация в детском саду

Сагадиева Гульнара Кыдыркановна
воспитатель
КГКП "Детский сад-ясли №102" отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 19.02.2023


Фрагмент для ознакомления

Адаптация-привыкание к условиям окружающей среды. Детям очень сложно прийти в детский сад на начальном этапе. Чтобы облегчить процесс адаптации, на этом этапе важно уделять ребенку особое внимание. Чем больше ребенок подготовлен к детскому саду в семье, тем быстрее и комфортнее проходит этап воспитания. Есть три типа адаптации:

Легкая форма-поведение ребенка восстанавливается через 10-15 дней;

Средняя тяжесть адаптация - в течение 1 месяца;

Тяжелая адаптация-проходит от 2 до 6 месяцев.

Приучение малыша к детскому саду во многом зависит от понимания воспитателем потребностей, интересов, склонностей ребенка, своевременного снижения давления настроения, способа организации распорядка дня с семьей.

Воспитателю адаптации ребенка к детскому саду следует обратить внимание на следующие условия:

- Интервью с родителями;

- Проведение анкеты;

- Наблюдение за ребенком извне;

- Развивающие игры.

Сведения о ребенке могут быть собраны воспитателем в ходе беседы с родителями на начальном этапе пребывания ребенка в детском саду и внешнего наблюдения за ребенком.

Уже в ходе первоначального наблюдения воспитатель может обобщить интерес ребенка, некоторые особенности его поведения, данные о его взаимоотношениях со взрослыми и детьми, с которыми он находится рядом. В основном, большое внимание необходимо уделить особенностям протекания адаптационного процесса. На каждого ребенка, ежедневно посещающего детский сад, заполняется индивидуальный адаптационный лист с результатами наблюдения за ребенком. В конце адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу. Заполнение адаптационного листа позволяет выявить особенности обучения малыша детскому саду и спланировать психологическую просветительскую и коррекционную деятельность по совершенствованию адаптационного синдрома.

В ходе беседы воспитатели должны уметь выстраивать теплые отношения с родителями, помогать снизить тревожность малыша, знакомить с ходом прохождения адаптационного периода.

Работа с семьей ребенка, требующая тесного общения с близкими, должна быть очень тесной и обширной. Все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей обучения ребенка в ДОО.

Воспитатель группы начинает сталкиваться с тем, что дети, которые начинают приходить в детский сад первыми, по своему умственному развитию и физическому уровню, по своим способностям, становятся разными. Некоторые дети приходят в возрасте около 2 лет и не могут ходить самостоятельно, носят памперсы, не могут есть самостоятельно и не умеют играть, а также постоянно скучают по матери. А кому-то 3 года и что бы ни было, но дети не сформировались в среде, могут толкать и бить. В связи с этим необходимо в определенный короткий срок собрать группу одного уровня, которая понимает все, что происходит и что от них требуется.

Как известно, во-первых, быстро адаптируются дети, которые могут свободно общаться со своими явлениями и старшими, играть самостоятельно и с другими детьми. С первого дня приезда ребенка в детский сад воспитатель должен создать для первых детей психическое и физическое состояние, облегчить трудности при формировании из привычной среды (у каждого разное) в общественную среду (одинаковую для своих детей). Эти действия позволяют выявить проблемы, которые могут возникнуть в первый месяц при адаптации малышей к новой среде. Детям раннего и дошкольного возраста, которые только начинают ходить в детский сад, с одной стороны, каждому по отдельности, по имени: «Артем, давайте помоем руки», «Давайте теперь все садимся за столом!» Артем, ты сидишь здесь; Иван, ты сидишь здесь», - следует обратить их внимание. Детям следует рассказывать и объяснять не привычные действия. Повторяя несколько раз: «мы все сейчас одеваемся, идем к своим шкафчикам - это у нас шкафчик Матвея, а это Полины, а это твой. А ты, Алиса, молодец, нашла свой шкафчик»

Если дети могут понять воспитателя - их приучение к занятиям, которым они не учили дома или которым они не учились, приносит облегчение. Конечно, во-первых, важно помнить, что главное значение должно быть уделено каждому индивидуально, кто на что способен, у кого какие трудности (Милана не может спать без своего плюшевого мишки). Одновременно воспитателю необходимо привлечь внимание детей друг к другу, запомнить их имена и донести до воспитателя то же самое.

Во многие детские сады родители привозят своих детей на неполный день в первую неделю, можно оставить на небольшой срок, а затем добровольно, по прошествии времени.

В первые годы воспитатель должен требовать от родителей ребенка носить с собой носовой платок, салфетки. Желательно готовить с дополнительным сменным нижним бельем. Воспитателю и помощнику воспитателя необходимо учитывать трудности, связанные с различными возрастными особенностями детей в период их первой адаптации, с учетом индивидуальных особенностей, при обучении гигиенической чистоте во время сна, в процессе питания. Если ребенок плохо ест, пусть он не может кушать силой, даже заставляя его есть всю свою пищу, в этом возрасте он злится. Если он не спит, то ему нужно сесть с ним, дать ему игрушку, успокоиться и позволить ему не спать, но закрыть глаза и спокойно лечь. Также стоит следить за тем, чтобы некоторые из детей посещали дефекацию. Лучше им эти ситуации вспомнить и в поле. Такие предупреждения могут продолжаться в течение месяца и могут быть снова предупреждены в случае длительного отсутствия в детском саду (из-за болезни).

Отсутствие таких проблем происходит непосредственно в результате объединения воспитателей с родителями и правильного направления ребенка в новую среду, если, конечно,ребенок (психическое, физическое) развивается нормально.

Детский сад-это первый шаг ребенка к «новой жизни», потому что мама больше не будет рядом 24 часа в сутки, и здесь есть большой новый коллектив, состоящий из детей-нянек и воспитателей, которые ждут ее. Период адаптации в детском саду у каждого ребенка свой характер. В любом случае, разлука с родителями на 6-8 часов-это стрессовая ситуация не только для ребенка, но и для его матери. Какими бы заботливыми ни были воспитатели, ни один из них не может удовлетворить материнскую любовь и ее особую привязанность, потому что воспитатели являются «вторым родителем» и в среднем разделяют 15-25 детей. Любая мама это прекрасно понимает, но держать ребенка рядом на протяжении всей жизни невозможно, так как она должна знакомиться с новыми этапами жизни, приобретать новые навыки, жизненный опыт. Чтобы период адаптации в детском саду не был особенно тяжелым для ребенка и матери, стоит руководствоваться простыми правилами, которые помогут и ребенку, и его родителям полюбить детский сад:

Увеличение среды общения ребенка, приучение ребенка к построению отношений со сверстниками и взрослыми;

-Научить ребенка элементарным навыкам ухода за собой, самостоятельно сидеть на столе, есть, пользоваться ложкой, активно участвовать в одевании, умывании и т. д;

- Хвалить свои поступки;

- Постепенно приучать ребенка к распорядку детского сада. - В первые дни ребенка оставляешь только на несколько часов и забираешь до полудня, во время прогулки. Постепенно этот промежуток времени можно увеличивать и после обеда, после обеда, после обеда, после обеда. Если нет обострений, то через 1-2 недели можно переходить на обычный распорядок дня;

- Никогда не пугать ребенка детским садом или воспитателем. Важно сделать облик детского сада приятным, уделить приоритетное внимание его радостным моментам. Но, не дарите ребенку чудесное наслаждение, будьте с ребенком честны, чисты;

- Помощь ребенку в обсуждении игрушек: демонстрация того, как ими пользоваться, сюжетная сцена, общие действия, вовлечение ребенка в общие игры;

- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушками, жалеть при плаче и т. д;

- Общение с воспитателем. Обязательно предупредите ребенка о каких-либо навыках или аллергии на определенные продукты. Искренне интересуйтесь достижениями ребенка;

- У каждого ребенка адаптация проходит по-разному, но это говорит о том, что дети адаптируются к новой социальной среде, это закономерность жизни.

Подводя итоги, хочу сказать, что адаптация малышей, впервые приехавших в детский сад-включает в себя определенный промежуток времени. Чтобы облегчить адаптацию, стоит принять во внимание приведенные выше рекомендации.

Список литератур

1. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. - М.: Учитель, 2020. - 128 c.

2. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2021. - 128 с.

3. 2. Адаптация детей в ДОО / Коллектив авторов. - Москва: Высшая школа, 2020. - 451 c.


Скачать файл