Шаймарданова Марина Рахимзяновна
учитель русского языка и литературы
КГУ "Тарангульская средняя школа"
Актуальность данной статьи состоит в том, что именно обучение осмысленному, полноценному чтению во многом обеспечивает развитие умений, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций, поскольку основной объем учебной информации школьники получают посредством этого вида деятельности. Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая). В настоящее время наблюдаются тревожные тенденции снижения в обществе, в том числе и в школе, читательской культуры. Цель данной статьи – внедрение в образовательный процесс методов и приёмов смыслового чтения и создание необходимых условий для формирования личностных качеств, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся через создание единой системы деятельности педагога
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 02.03.2024
Актуальность данной статьи состоит в том, что именно обучение осмысленному, полноценному чтению во многом обеспечивает развитие умений, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций, поскольку основной объем учебной информации школьники получают посредством этого вида деятельности. Но «для того, чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая).
В настоящее время наблюдаются тревожные тенденции снижения в обществе, в том числе и в школе, читательской культуры.
Цель данной статьи – внедрение в образовательный процесс методов и приёмов смыслового чтения и создание необходимых условий для формирования личностных качеств, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся через создание единой системы деятельности педагога.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Следующие приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения: один из них - проблемно-поисковый способ. Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение.
Проблемный вопрос позволяет «зацепить» ученика. Ему становится интересно, почему так, а не иначе. Это развивает его познавательную активность, предупреждает появление формализма, бездумности. Это еще обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается); развивает и аналитическое мышление, и логическое мышление. Особенность проблемного обучения заключается еще и в высокой эмоциональной активности ученика, потому что сама проблемная ситуация является источником её возбуждения, всякая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера вызывает личное переживание ученика. Юный читатель не «препарирует текст», анализируя отдельные моменты художественного произведения, а учится на литературных примерах жить, учится быть Человеком, делает нравственные выводы.
Таким образом, познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. Задача руководителя чтением - формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. Уроки литературы должны будить чувства детей, воздействовать на эмоции, и это правильно и необходимо, потому что произведение литературы обращено в первую очередь к душе человека. Я убеждена, что через чувство возникнет и интерес к чтению. Если ребенок не останется равнодушным на уроке, он обязательно прочитает произведение. Чтобы понять себя, мир, сформировать позитивное отношение к себе и к окружающим, уметь выражать свои мысли в общении, говорить на настоящем русском языке, школьники должны читать классику. А мы, учителя, должны им помочь в этом. Наша любовь к языку должна быть действенной.