Навигация

Воспитательное пространство комплекса как средство формирования нравственных ценностей у учащихся

Валеева Маржангуль Какимжановна
заместитель директора по воспитательной работе
КГУ «Костанайский специальный комплекс «детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2» Управления образования акимата Костанайской области

В статье рассмотрен опыт работы комплекса по формированию нравственных качеств обучающихся.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 05.04.2023


Фрагмент для ознакомления

Основой всей воспитательной системы в комплексе является Программа развития комплекса, разработанная в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «Об образовании», ГОСО и приоритетными направлениями государственной политики Республики Казахстан в области образования.

Особенности воспитательной работы детей в комплексе в 2022-2023 учебном году обусловлены необходимостью ее реализации в соответствии с инструктивно-методическим письмом «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году».

В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность». Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности в новую ценностную систему общества – систему открытую, духовно и культурно насыщенную, обеспечивающую становление гражданственности и патриотизма

Роль школы, в этом сложном процессе – сформировать отношение детей к окружающему миру и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует социализации детей. Для них открывается новый мир, полный тайн, загадок, радостей, побед и огорчений. В современных условиях жизни общества социализация подрастающего поколения – это одна из важнейших задач школы, так как именно школа является в наше время почти единственным очагом доверия, понимания, гуманности. Школа – центр воспитательного пространства.

Формирование базовой культуры личности требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы. Формы сотрудничества самые разные: организация досуга школьников, совместная деятельность в кружках, секциях, совместные экскурсии, деятельность попечительских советов, помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности в соответствии с интеллектуальными психофизическими возможностями, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела.

Говоря о нравственном воспитании школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке...»

Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Нравственная обстановка на уроках — это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности. Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды уроков.

Сформировать интерес к учебным предметам помогает учащимся дополнительное образование, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые используют педагоги ДО в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн. др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.

В зависимости от методов воспитания используются такие формы организации воспитательной деятельности:

1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (выставки разных жанров, мероприятия, праздники, тематические стенды и др.).

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Классные часы во многом зависят от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В 2-4 классах обычно проводятся беседы о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и др.

Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка. Основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д.

Беседы проводятся как с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, мы сообщаем им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение учащихся к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

В своей деятельности мы используем методы стимулирования учащихся.

Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, награждение.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей. И ещё нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.

Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию необходимо вести не только с детьми, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.

Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Основными задачами работы с родителями по нравственному воспитанию учащихся в комплексе являются:

1) повышение педагогической культуры родителей,

2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;

3) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.

Повышение уровня воспитанности учащихся - цель педагогической деятельности. Этот процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым, человек, занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.

Каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни.

Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!


Скачать файл