Ионова Василиса Валентиновна
преподаватель специальных дисциплин
Колледжа искусств и дизайна им. А.Кастеева
В данной статье рассматривается тема творческого мышления и его применение при создании бионических форм в макетах трансформеров. Автор представляет обзор студенческих работ по специальности "Дизайн", в которых студенты применили творческий подход и бионические принципы для разработки инновационных форм в макетах трансформеров. Работы демонстрируют разнообразные и оригинальные подходы к созданию форм и воплощению идей в дизайне.
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 23.03.2024
Природа — великий учитель,
особенно для того, кто наблюдателен.
Карло Гольдони [1]
В современном мире технологий и креативной индустрии, значимость творческого мышления и использования бионических форм при разработке и создании макетов трансформеров в области дизайна имеет важное значение, так как позволяет студентам специальности «Дизайн» выйти за рамки стандартных решений и создавать оригинальные и инновационные формы. Весь процесс разработки макетов трансформеров основан на творческом мышлении и играет ключевую роль в создании бионических форм, которое способствует развитию уникальных и функциональных решений.
Биоинспирированный дизайн становится все более популярным в современном мире, так как он объединяет эстетику и функциональность, вдохновленные природными образцами. Использование творческого мышления студентами предоставляет возможность разработать нестандартные концепции и инновационные макеты трансформеров.
Концепция бионических форм и их влияние на создание трансформеров – это феномен, который привлекает все большее внимание в области дизайна.
Бионика, по мнению многих специалистов, — перспективное научно-технологическое направление по использованию ценных идей, взятых у природы, с последующей их реализацией в виде конструкторских и дизайнерских решений, а также новых информационных технологий. [2]
Бионические формы в архитектуре и дизайне являются результатом вдохновения природными формами и структурами, а также применения биологических принципов и законов в проектировании.
«Бионика от греческого Biōn –«элемент жизни», буквально «живущий» – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов». [3]
Во-первых, они обеспечивают оптимальное соотношение прочности и легкости конструкции, так как многие биологические системы обладают этим свойством. Например, ребра и стебли растений имеют определенную жесткость и упругость, что позволяет им выдерживать нагрузки и ветровые нагрузки. Использование бионических форм в архитектуре и дизайне позволяет создавать легкие и прочные конструкции, снижая затраты на материалы и энергию.
Во-вторых, бионические формы обладают эстетическими качествами и способны создавать гармоничное и органичное впечатление. Например, форма раковины морского улитки или ветви дерева может послужить источником вдохновения для создания архитектурных и дизайнерских объектов. Бионические формы могут быть красивыми, инновационными и уникальными, что привлекает внимание и восхищение людей.
Рассмотрим аспекты творческого мышления и их применение при создании макетов трансформеров из бумаги:
Рассмотрим примеры работ студентов, созданных группами ГДЗ 0-02а и ГДЗ 0-02б, специализирующимся в графическом дизайне Колледж искусств и дизайна им. А. Кастеева. Макеты были выполнены под руководством преподавателя Ионовой В.В. и представляют собой примеры использования творческого мышления в дизайне.
Студентка Онласбекова Жанель использовала бионическую форму паука в своей студенческой работе (рис. 1). Бионическая форма паука, возможно, вдохновлена его уникальной анатомией и способностью приспосабливаться к различным средам и условиям.
Восприятие проблемы с использованием аналогии и ассоциаций: студентка использовала анатомическую форму паука для создания своего макета трансформера, что позволяет ему адаптироваться к различным условиям и средам.
Генерация новых идей и концепций: студентка придумала идею использования ног, которые меняют направление, для обеспечения дополнительной маневренности и адаптивности трансформера.
Анализ и оценка вариантов: студентка активно использовала симметричные и асимметричные детали для создания конструкции трансформера, что позволяет ему функционировать и менять свою форму в различных ситуациях.
Прототипирование и тестирование идей: студентка, скорее всего, создала макет трансформера, чтобы оценить его функциональность и эффективность в изменении формы и направления.
Решение проблемы и инновационный подход: студентка использовала бионическую форму паука и его способности к адаптации для создания уникального макета трансформера, что является инновационным подходом к решению задачи.
Мухутдинова Радмилла создала макет трансформера (рис. 2), который является обитателем лесов и степей - ежик. При угрозе ежик сбрасывает иголки в виде самозащиты. Этот макет демонстрирует следующие аспекты творческого мышления:
Ассоциативное мышление: Радмилла использовала ассоциацию между защитой и ежиком, чтобы создать трансформер, который способен сбрасывать иголки при необходимости.
Системное мышление: Мухутдинова учла функциональность тела ежика и его способность сбрасывать иголки, чтобы разработать механизм, который легко может превращаться из обычной формы в форму с иголками.
Изобретательность: Радмилла проявила высокий уровень изобретательности, используя элементы из природы (ежик и иголки) в своем трансформере, что делает его уникальным и оригинальным.
Креативность: макет Мухутдиновой представляет собой необычное сочетание животного и механизма, что демонстрирует ее креативность. Она вышла за рамки обычного и найденного и создала нечто новое и инновационное.
Этот макет является примером того, как студенты могут применять творческое мышление при создании макетов трансформеров. Он демонстрирует способность видеть связи и возможности в различных идеях и объединять их, чтобы создать инновационные и оригинальные решения.
Темирбаева Зарина создала макет трансформера (рис. 3), который представляет собой морского обитателя, схожего с космической ракетой. В данном макете студентка проявила творческое мышление, объединяя две различные тематики - морскую жизнь и космос. Такое сочетание необычно и оригинально, и позволяет рассмотреть объект с неожиданной точки зрения. Этот макет демонстрирует следующие аспекты творческого мышления:
Ассоциативное мышление: студентка соединила две разные идеи, чтобы создать необычную и уникальную форму морского обитателя. Использование ассоциаций позволяет увидеть объект в новом свете и породить новые идеи.
Инновационное мышление: сочетание морской тематики с космическими формами является инновационным подходом к созданию макета. Это позволяет студентке выделиться из толпы и привлечь внимание к своей работе.
Арысланова Алина использовала бионическую форму осьминога (рис. 4). Осьминог обладает уникальными способностями, такими как свойство менять цвет и текучесть своего тела, что может быть вдохновляющим фактором для применения данной формы в макете трансформера. Такое решение может создать интересные возможности для изменения формы и функций трансформера, а также добавить элементы интриги и удивления.
Ассоциативное мышление: Использование бионической формы осьминога может ассоциироваться с гибкостью, многофункциональностью и адаптивностью. Можно представить, что трансформер, созданный исходя из этой формы, будет обладать подобной гибкостью и способностью адаптироваться к различным условиям и ситуациям.
Системное мышление: Применение бионической формы осьминога предполагает учёт системных связей и взаимодействий вокруг данной формы. Это означает рассмотрение и анализ всех аспектов, связанных с осьминогом, включая его анатомию, способности и окружающую среду.
Креативность: Использование бионической формы осьминога в макете трансформера можно считать креативным решением. Это нестандартный и непредсказуемый подход, который может привнести новаторство и оригинальность в дизайн трансформера. Это решение может вызвать интерес у людей и стимулировать их воображение, так как привнесет необычные возможности для изменения формы и функций трансформера.
В создании макетов трансформеров с использованием бионических форм и творческого мышления студенты могут столкнуться с несколькими основными проблемами и трудностями:
При правильной подготовке и использовании различных методов и инструментов, студенты смогут преодолеть эти проблемы и разработать уникальные и функциональные макеты трансформеров, используя бионические формы и творческое мышление.
Макеты трансформеров могут быть использованы для различных целей, включая презентации, обучение, игры, коллекционирование и др. Они представляют собой универсальный инструмент для развития творческого мышления и инженерных навыков.
Для дизайнеров окружающая среда, и тем более живой мир, является важным источником творчества. Постижение сущности живого мира и воплощение новых идей в области техники на основе бионики невозможно без понимания основных принципов организации и функционирования живых организмов. [4]
Исследование различных подходов к созданию макетов, приведение примеров конкретных студенческих работ с комментариями о примененных в них принципах бионики, а также описание разнообразия идей и концепций, воплощенных в макетах, подчеркивают важность инновационного и оригинального дизайна. Таким образом, статья подчеркивает важность творческого мышления и использования бионических форм в создании макетов трансформеров, а также призывает студентов развивать свои творческие способности и находить вдохновение в окружающем мире.
Список использованной литературы