Навигация

Использование биоэнергопластики в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР как эффективное средство коррекции речевых нарушений

Фитисова Алена Сергеевна
учитель-логопед
КГУ "Детский сад №61 для детей с задержкой речевого развития"

Проект предназначен для детей с задержкой психического процесса с речевым диагнозом общее недоразвитие речи.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 19.03.2023


Фрагмент для ознакомления

Актуальность и оригинальность проекта: занятия с детьми по развитию речи, целью которых является формирование коммуникативных навыков и овладение речью для общения в социуме с применением инновационных методик и технологий, становится одной из ведущих стратегий, заложенных в Государственной программе развития образования РК на 2020-2025 годы, а так же в Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения.

Все это делает данный проект актуальным на сегодняшний день, так как важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития речи детей с задержкой психического развития.

Самым распространенным нарушением для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста является неправильное звукопроизношение. Оно способно привести к отклонениям в развитии массы других показателей. К ним относятся, например, мышление, память, дислексия, комплекс неполноценности, дисграфия, трудность общения и иные психические процессы.

Начальным методом является артикуляционная гимнастика. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка у детей с ЗПР снижают интерес к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении у детей с ЗПР не имеют эффективной коррекционной направленности.

Для улучшения результата работы над артикуляцией применяю в своей практике эффективную здоровьесберегающую технологию как биоэнергопластика. Она включает в себя три базовых понятия: «био» - человек как биологический объект; «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Использование данной технологии ускорит исправление дефектных звуков у детей с ЗПР. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Цель проекта: спроектировать систему занятий с использованием технологии биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи проекта:

1. Подготовить перспективный план с использованием метода биоэнергопластики.

2. Разработать комплексы движений кистей и пальцев рук для каждой группы нарушенных звуков.

3. Создать условия для проведения индивидуально-коррекционных занятий и адаптировать упражнения с использованием метода биоэнергопластики к индивидуальным особенностям детей с ЗПР.

4. Разработать методические рекомендации по использованию приемов биознергопластики для родителей.

5. Привлечь педагогов дошкольного образования и родителей детей с ЗПР к работе по применению данного метода.

6. Апробировать систему работы по применению метода биоэнергопластики с детьми дошкольного возраста с ЗПР, выявить результативность.

Объект исследования: дети логопедической группы детского сада №61 для детей с задержкой психического развития, зачисленные на коррекционно-логопедические занятия.

Предмет исследования: процесс развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием биоэнергопластики как наиболее эффективного метода.

Гипотеза: результативность коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективным, если:

- применять на занятиях современные подходы технологии биоэнергопластики;

- педагогические формы учебной деятельности будут выстраиваться с опорой на возрастные особенности и специфику интеллектуального развития ребенка;

- будет создана система мониторинга состояния артикуляционной моторики и звукопроизношения детей с задержкой речевого развития.

Критерии и индикаторы: Установлены критерии оценки уровня развития артикуляционной моторики и звукопроизношения в процессе использования технологии биоэнергопластики:

Высокий уровень: Выполняет весь набор артикуляционных упражнений; движения полные, точные, мышечный тонус и темп выполнения нормальный. Точно артикулирует все звуки; речь внятная, слова проговаривает чётко и ясно.

Средний уровень: Отмечается отсутствие некоторых артикуляционных движений; незначительные отклонения от нормы в тонусе, объёме и темпе движений. «Изолированно» звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается нечёткость произношения слов

Низкий уровень: Отсутствуют основные артикуляционные движения, мышечный тонус повышенный или пониженный, темп быстрый или замедленный, наличие синкинезий, гиперкинезы, слюнотечение. Полиморфное нарушение звукопроизношения; наблюдается общая смазанность, речь невнятная, малопонятная для окружающих.

В течение 2021-2022 учебного года с обследованными детьми проводилась коррекционная работа и в мае наблюдали положительную динамику. Проведя обследование по тем же критериям, пришли к выводу, что у 12 детей на конец учебного года преобладает средний уровень 33,3% и высокий уровень 66,7% Значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем, часть детей с низкого и среднего уровня развития перешли на высокий уровень.

Данный мониторинг наглядно демонстрирует, что система работы является продуктивной и эффективной. Использование биоэнергопластики целесообразно. Она улучшает моторные возможности ребенка, способствует коррекции звукопроизношения, что в свою очередь благотворно влияет на развитие чёткой, внятной и понятной для окружающих речи.

Теоретическая часть:

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

В своей работе с детьми с задержкой психического развития я стала применять интересную здоровьесберегающую технологию, как биоэнергопластика.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: «био» - человек как биологический объект; «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка с задержкой психического развития по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Практическая часть: Основные этапы по выполнению артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:

1. На первом (диагностическом) этапе проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностика звукопроизношения.

2. На втором (подготовительном) этапе я провожу занятия, на которых знакомлю детей с органами артикуляции, выполняем упражнения для губ, языка или челюсти по традиционной методике, сидя перед зеркалом.

3. На третьем (основном) этапе индивидуальные занятия проводятся с использованием упражнений биоэнергопластики сначала с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, использование обеих рук ребенка.

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм.

- Постановка звука. Это процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На начальном, ознакомительном этапе работы по внедрению метода биоэнергопластики, предлагается давать образец выполнения упражнения, выполнять их совместно с детьми. В дальнейшем используются вспомогательные зрительные опоры - карточки-символы звуков; карточки, где показаны положения органов артикуляции и кисти руки. Также используются различные авторские пособия (игрушки, модели языка, плоские ручные модели, объемные ручные модели).

- Подключение другой руки (не ведущей), затем обеих рук с перчаткой. Артикуляционные упражнения сначала выполняются перед зеркалом. Когда ощущают положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

Автоматизация звука – преобладание динамических упражнений и введение поставленных звуков в слоги, слова, фразы и предложения.

6. На четвертом (заключительном) этапе, проводится Обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностика звукопроизношения детей с задержкой психического развития. Подведение итогов по реализации проекта.

Заключение. Результаты применения биоэнергопластики в работе по коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития,

показали положительную динамику в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве. Происходит значительное облегчение постановки и введения звуков в речь. Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма. Благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Игровая форма делает занятие ненавязчивым и интересным, позволяет ребёнку раскрепоститься, проявить активность и самостоятельность.

Результат – успешный, социально адаптированный, подготовленный к школе ребёнок. Биоэнергопластика - новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

Список литературы

 1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. / В. М Акименко – Ростов н / Д: Феникс, 2009. – 87

2. Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей

с нарушением речи. / В. П. Дудьев // Дефектология. 1999. N4.

3. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

4. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

5. Голубева, Г. Г. Нарушения фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / Г. Г. Голубева// Логопед в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 16 - 21.

6. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи/ Н.С.Жукова; ил. Евгении Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2016.

7. Коненкова, И. Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И. Д. Коненкова // Коррекционная педагогика. - 2003.-№ 2. - C. 51 - 61.

8. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития//Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 15-20.


Скачать файл