Навигация

Какие у воздуха свойства?

Масуева Зинаида Султановна
учитель начальных классов
КГУ "Айдарлинская общеобразовательная школа"

Урок - исследование некоторых свойств воздуха. Объяснять значение воздуха для нашей планеты.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Естествознание | 2 класс Дата: 25.03.2023


Фрагмент для ознакомления

Цели обучения в соответствии с учебной программой

  1. описывать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие цвета, запаха);

2.3.2.3 исследовать теплопроводность и свойство воздуха заполнять пространство; 2.3.2.1 объяснять значение воздуха для нашей планеты;

Цели урока

Назвать и описать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие

цвета, запаха)

Исследовать теплопроводность и свойство воздуха заполнять пространство,

объяснять значение воздуха для нашей планеты;

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

0-2 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

6.Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Тему назову сейчас.

Проверяют рабочее место. Приветствуют учителя

 

Учебник

Презентация

Тетрадь

Середина урока

43-40мин

1.Актуализация жизненного опыта.

  1. Проверка д/з «Мозговая атака» Что такое гигиена?
  2. Перечисли средства личной гигиены.
  3. Почему говорят: «Здоровье даром не дается, за него бороться придется»?

Оформляет выставку аппликаций «Здоровый зуб» и «Больной зуб».

Целеполагание. Побуждение

Предлагает детям вспомнить ведущие признаки наблюдения и попробовать помахать бумажными веерами, приготовленными заранее для исследования

Солнце светит очень ярко,

Нам вдруг стало очень жарко.

Достаем красивый веер,

 Пусть прохладою повеет.

- Отгадайте его загадку: – Что вы почувствовали, когда обмахивались

веерами? (Воздух, движение воздуха.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, а всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

. Что такое воздух? Что вы знаете о нём?

Слово “воздух” происходит от слов “вздохнуть”, “вдыхать”.

Воздух – это то, чем мы дышим.

Какова тема и цель нашего урока?

2. Работа над темой. Наблюдение

Определите состав воздуха.

Воздух, как и вода, необходим для существования жизни на Земле. И хотя мы его не замечаем, он находится всюду.

По воздуху распространяются различные звуки, и мы слышим голоса людей, музыку, шум леса и пение птиц. Хорошо видим всё, что нас окружает.

Воздух – это смесь газов. Больше всего в воздухе содержится азота, кислорода и углекислого газа. Благодаря кислороду воздух поддерживает горение.

Кислород необходим для дыхания живых организмов. Главным источником кислорода на нашей планете являются зелёные растения.

Углекислый газ образуется при извержении вулканов, при горении и при дыхании живых организмов.

В воздухе содержатся капельки пара и крошечные частички пыли.

Исследовательская работа

 Цель обучения 2.3.2.2 Описывать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие цвета, запаха)

Критерий оценивания • На основе примеров рассказывает о некоторых

свойствах воздуха

Эксперимент № 1

Показывает детям пустую пробирку.

  • Что в этой пробирке? (Ничего нет.)
  • Что ж, давайте проверим, действительно ли там пусто (топлю пробирку в стакане с водой). Видите. Из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите – «пусто». Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали

пузырьки? (Воздух.)

  • О каком свойстве воздуха мы только что узнали?

Эксперимент № 2

-Как вы думаете, воздух имеет запах?

  • Давайте проверим. Закройте глаза. И не открывайте. Понюхайте воздух, сейчас чем- нибудь пахнет?

Вытаскивает из пакета заранее нарезанный апельсин.

А сейчас? Сделайте вывод

Эксперимент № 3 «Сколько места занимает воздух?»

  • Предлагает детям бросить салфетку в таз с водой, затем другую салфетку прикрепить ко дну стакана кусочком пластилина и тоже опустить в таз с водой вверх дном. Что произошло с салфеткой в обоих случаях?
  • Что произошло с салфеткой в обоих случаях?

Эксперимент № 4 «Где еще спрятался воздух?»

Предлагает детям опустить по очереди в разные стаканы с водой: таблетку активированного угля, губку, глину, монетку, а последний стакан просто наполнить водой.

  • Что заметили?

Эксперимент № 5.

Предлагает задержать дыхание и сосчитать про себя.

-Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Эксперимент № 6. Просит надуть шарик и закрутить. И так, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нем воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать?

Работа по учебнику.

  1. Чтение текста на стр. 47-48 (ФЧК)

Ответь на вопросы:

О каких свойствах воздуха узнали?

Работа в паре

Физминутка .

Осторожно, ветер за калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко, (постучать пальчиками) Пробежал по крыше,

(показать руками крышу)

 Покачал тихонько ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то воробьев знакомых. (погрозит пальчиком)

И, расправив гордо молодые крылья, Полетел куда-то вперемешку с пылью. (махи руками)

– Что такое ветер? (Ветер – это движение воздуха.)

Работа по учебнику.

Чтение текста на стр. 49. Задание 6 (наблюдение)

Воздух плохо проводит тепло. У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

 Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом. И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,

Рябчик, тетерев, глухарь

Глубоко зарылись в снег.

Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

  1. Работа по учебнику на стр.49 (ФЧК)

Рубрика «Знаешь ли ты?»-прочтите рубрику.

Что узнали?

  1. Работа в тетради. (ФЧК)
  2. Задание №3.Предлагает соединить картинку и свойства воздуха.
  3. Задание № 5.

– Поставьте на линейке «+», если вы согласны с утверждением.

 

 

Дети отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы по предлагаемой

проблеме. Участвуют в обсуждении темы и целей.

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

Принимают участие в экспериментах, наблюдают, обсуждают, делают выводы

Эксперимент №1

Вывод: воздух бесцветен, прозрачен.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперимент №2 Вывод: не имеет запаха

 

 

 

Эксперимент №3

1-я – намокла, 2-я – осталась сухой,

т. к. воздух в стакане занимает место и не пропускает воду.

Вывод. Воздух занимает место.

Эксперимент № 4.

На стенках последнего стакана появились пузырьки?

Вывод. Воздух заполняет все пустоты предметов и находится даже в воде.

Эксперимент № 5. Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит, жить.

Эксперимент № 6. Воздух упругий

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания с помощью учителя

 

 

 

Самостоятельно выполняют задания

в тетрадях

Ф.О «Лист оценивания»

выполнил без ошибок 2

Допустил 1-2 ошибку-1

Не смог выполнить-0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО «Словесная похвала»

 

 

 

 

 

 

ФО«Лист оценивания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдает за работой в парах.

Оценивает дружную работу, полные и развернутые ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО «Светофор»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО «Лист оценивания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО «Лист оценивания»

 

 

 

 

 

 

Аппликация

 

 

 

 

Бумажные веера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

Пробирки

контейнер с водой, салфетка, стакан с водой, шарики, блюдце, полотенце

апельсин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

Тетрадь

Конец урока

40-45 мин

Итог урока. Рефлексия.

Ответы на вопросы:

Перечисли свойства воздуха.

Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Как обогревается воздух в помещениях?

Зачем двойные стекла в рамах?

Вывод:

Д/З стр стр49№7

 

Дети отвечают на вопросы.

Проводят самооценку работы на уроке.

 

Дети рисуют смайлику рот:

Работал отлично, всё понял

Работал хорошо, есть ошибки

Много ошибок

 

Картинка смайлик

  1. (ФЧК)- формирование читательской компетенции

Скачать файл