Навигация

Дошкольное образование и воспитание

Плакидова Татьяна Александровна
воспитатель
КГКП "Центр развития ясли-сад №1"

Процесс воспитания и обучения дошкольного возраста сориентирован на приобретение детьми собственного опыта. Чрезвычайно важной целью дошкольного образования сегодня является стимулирование развития самостоятельной игровой деятельности детей. Игра, является мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционным потенциалом.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 25.03.2023


Фрагмент для ознакомления

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста происходит в детском саду, где созданы все необходимые условия для приятного времяпровождения и развития детей. Основой целью воспитания и обучения является подготовка к школе. Комплексная подготовка включает следующие компоненты развития: интеллектуальную, мотивационную, волевую, социальную, физиологическую готовность. Каждый из этих компонентов должен быть хорошо развит.

Интеллектуальная готовность определяется наличием запасов конкретных знаний, умений и навыков, соответствующее речевое развитие и познавательную активность.

Мотивационная готовность предполагает наличие у ребенка положительного отношения к школе и к учению. Мы должны научить ребенка выполнять не только интересные задания, но и «скучные». Такое отношение к учебе ведет к осознанию, что у ребенка есть обязанности и он старается выполнить задание. У ребенка должна быть потребность в достижении успехов и он, не должен боятся неудач. Интерес к получению новых знаний должен быть ярко выражен.

Волевая готовность подразумевает способность ребенка контролировать себя, управлять своим поведением в целом. Это помогает ему, не отвлекаясь, доводить дело до конца, принимать самостоятельно решение.

Социальная готовность заключается в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника. У него должны быть развиты те поведенческие качества, которые обеспечат установление взаимоотношений со сверстниками и с детьми старшего и младшего возраста. Ребенок должен общаться без стеснения, доброжелательно, правильно реагировать на замечания.

Физиологическая готовность определяется состоянием здоровья. Это фундамент дальнейшей жизни, так как физически ослабленные дети, даже при наличии высокого интеллекта часто испытывают трудности при обучении. Физиологическая готовность – это значит хорошо владеть своим телом, координации моторных навыков, ребенок демонстрирует значимую выносливость, реже жалуется на усталость. Без упоминаний по утрам умывается, чистит зубы, после улицы и перед едой моет руки, самостоятельно готовится ко сну. Ребенок, который имеет большой запас разнообразных навыков, физических качеств, легче переносит повышенные нагрузки и быстро осваивает все новое. В процессе физического воспитания важно осуществлять умственное, нравственное, эстетическое трудовое воспитание, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности. Формируя двигательные навыки, физические качества, следует развивать умственные способности (умение анализировать, выделять элементы и соединять в целое); нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина); эстетические качества (умение понимать, чувствовать красоту). Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершено естественной заботой о чистоте тела, необходимо обеспечить физическое воспитание, которое требует повседневного содружества врача, воспитателя и родителей. Разработана новая программа по воспитанию и обучению дошкольного возраста, которая в полной мере охватывает все компоненты комплексной готовности ребенка к школе, а так же уникальная система занятий, все возможные методические рекомендации, пособия, сборники развивающих игр и игровых заданий. Все это помощники воспитателя. Очень важно не «перегрузить» ребенка информацией и не отбить интереса к учебе. Здесь, конечно, не обойтись воспитателю без активного участия и поддержки родителей, которые должны все знания и навыки, приобретенные детьми в детском саду закреплять дома. При этом учитывая советы и рекомендации воспитателя:

Поощрять любознательность ребенка.

Слушать внимательно, сопереживая;

Никогда не заниматься, если вы раздражены;

Не стараться быть для своего ребенка строгим учителем;

Стремиться к поддержанию дружеских отношений;

Не заставлять своего ребенка заниматься вопреки его желаниям. Желания через силу могут вызвать у него стойкую нелюбовь к учению;

Не стремиться к тому, чтобы ваш ребенок знал и умел больше, чем его сверстники;

Научите своего ребенка содержать свои вещи в порядке. Его успехи в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать свое рабочие место;

Не торопите малыша во время выполнения задания, старайтесь ему помогать, но в тоже время не подавляйте инициативы;

Не оценивайте результаты ребенка слишком строго и по окончанию роботы обязательно похвалите;

В дошкольном возрасте ребенок обладает огромным потенциалом, активно развиваются его познавательные способности. Вот этим и надо воспользоваться воспитателям и родителям. Занятия, проводимые с детьми формируют жизненно важные личностные качества - внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, творческие навыки и способности. У детей дошкольного возраста очень развита механическая память – можно, например вспомнить, как легко они осваивают языки, запоминают стихотворения, порядковый счет. И принято считать, что научив детей, считать и читать будет достаточно для успешного обучения в школе. Но в школе в первом классе ярко проявляются не те дети, кто запомнил больше информации, а те, у которых сформированные желания и привычка думать, стремление узнать, что - то новое, умение общаться, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность. Выходит главное сформировать у ребенка психологическую общую учебную готовность к школе, развить у него познавательный интерес, инициативность, общительность и творческие деятельные способности. Именно, на решение этих задач сориентирована новая программа по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Новые знания не даются детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков обобщения. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и воображения, в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимыми чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим индивидуальным темпом. Существуют дидактические принципы в образовательном процессе, которые обеспечивают сохранения и поддержку психического здоровья детей.

Первый принцип психологической комфортности, то есть создается среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. И это является приоритетным требованием к организации обучения.

Второй принцип – принцип деятельности, новое вводится в неготовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми. Принцип целостного представления в мире: при введении нового знания раскрывается взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. Принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор.

Процесс воспитания и обучения дошкольного возраста сориентирован на приобретение детьми собственного опыта. Чрезвычайно важной целью дошкольного образования сегодня является стимулирование развития самостоятельной игровой деятельности детей. Игра, является мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционным потенциалом. Игнорирование игры в семье в угоду так называемому «раннему обучению» приводит к тому, что ребенок, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес. Тем самым затягивается и становится более сложным и болезненным процесс адаптации его к «новым» условием жизни и деятельности.

Список использованной литературы

Дошкольная педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина, С.В.Ассаулова. — Издательство «Феникс», 2012;

Ерофеева Т.И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста, 2011;

Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка, 2009


Скачать файл