Навигация

Значение урока музыки в общеобразовательной школе

Коршикова Валентина Вячеславовна
учитель музыки
КГУ "СШГ №9 г. Актобе"

Урок музыки в общеобразовательном учреждении – мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 05.06.2023


Фрагмент для ознакомления

Проблема музыкального воспитания детей в ситуации кризиса культуры и образования активно обсуждается в педагогическом сообществе. Много внимания в процессе обучения уделяется умственному воспитанию, хуже обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Если ребенка не воспитать эмоционально, он утратит способность мечтать, любить и сопереживать. Развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача музыкального образования. Только образование, способствующее становлению личности, ее неповторимой индивидуальности, духовности, раскрытию творческого потенциала, способно поддержать на должном уровне духовные ценности общества, его менталитет, гарантировать их обогащение и развитие. Это не просто ознакомление учащихся с культурой как с содержанием той или иной эпохи, но и воспитание культуры их жизнедеятельности с позиций красоты, гармонии и любви [1].

Б.В. Асафьев вкратце изложил психологическую сторону музыкального процесса и считает, что из этого вытекает значение музыки как организующей силы: развитие инициативы, организаторских способностей, находчивости и критического отношения. Присущие музыке основные свойства не только не могут заглушить то, что особенно желательно развивать, но, наоборот, содействует этому развитию.

Самое важное в организации музыкального образования – создать психологический комфорт, атмосферу радости на уроке. Отношения с детьми необходимо строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, педагог при этом должен занимать позицию партнера. Учащемуся нужно предоставить свободу и позволить развиваться в соответствии с индивидуальными особенностями [2].

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Казахстана. Урок музыки в общеобразовательном учреждении – мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников.

Ни для кого не секрет, что музыка воздействует на общее состояние человека и является средством умственного и физического развития человека. Нужные для всех предметов память, внимание и мышление успешно развиваются на уроках музыки. Навык вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять совершенствуют мыслительные процессы. Пение позволяет развивать речь, фонематический слух, мышцы лица, способствует формированию правильного дыхания, помогают корректировать осанку. Также музыка развивает эстетический вкус, формирует характер.

Главная задача урока музыки – воспитание потребности в красивом, непримиримости и нетерпимости ко всему пошлому, уродливому, иными словами, воспитание культуры.

На уроке звучит разная музыка, во взаимодействии со словом она помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности.

Высоконравственное содержание музыкальных произведений является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей у детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, творческому самовыражению учащегося.

Закончить хочется словами замечательного музыканта, искусствоведа, эксперта и ведущего нобелевских концертов Михаила Казиника, которые он произносит перед началом Нобелевского концерта: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в ее структурах скрыты все формулы научного мышления!»

Список литературы:

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Под ред. Е.М.Орловой. – М., 1965. – С. 52-66.
  2. Анатолий Зак, детский психолог, Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы. Авторская статья «Зачем ребенку музыка». Часть I. С. 1. 2010.

Скачать файл