Навигация

Использование приёмов диалогового обучения в работе кружка современного рукоделия Домовенок

Теплых Татьяна Борисовна
педагог дополнительного образования
КГКП "Дворец развития и творчества детей и юношества" отдела образования города Рудного" управления образования акимата Костанайской области

Статья об использовании инновационных педагогических технологий в дополнительном образовании.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 29.12.2023


Фрагмент для ознакомления

Процесс перехода на новые методы и технологии в общеобразовательной школе требует обновления и от системы дополнительного образования. Причины, ведущие к данному переходу, заключаются в следующем: - дети привыкают в школе к определённым подходам и технологиям, и для того, чтобы не было разрыва в их сознании, педагог дополнительного образования должен использовать продолжение аналогичных технологий на своих занятиях; - используя эти подходы, мы расширяем зону использования современных технологий, применяемых в организациях общего среднего образования. Тем самым мы помогаем школьному образованию, дополняя и обогащая его возможности, что и является основной миссией системы дополнительного образования в Республике Казахстан. Например, такая актуальная сегодня технология интерактивного обучения как обучение в диалоге, подразумевающая не только взаимодействие педагога и обучаемого, но и обучающихся между собой. Модель диалогового обучения предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Её автор, Л. Выготский, утверждает, что когнитивное развитие учеников становится более эффективным в период, когда дети находятся в процессе социального взаимодействия и работают в своей «зоне ближайшего развития». Эта зона определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно, но может освоить при оказании ему помощи и поддержки. Нужна помощь взрослых или более подготовленных сверстников, которые могли бы поддержать ребенка в обучении новому. Данная поддержка основана на общении, и Выготский считает это общение главным инструментом обучения. Но на самом деле речь может идти не только о знаниях или о процессе обучения. Развитие личности человека любого возраста основано на взаимодействии, на диалоге в самом широком смысле – с ровесниками, со старшими и более опытными людьми, с окружающим миром в целом. Даже внутренний диалог, который ведет человек в минуты раздумий и сомнений, оказывается обращенным к себе «лучшему» - иначе говоря, диалогом с человеком, до которого хочется дорасти, которым хочется стать. То есть и этот диалог тоже обращен в зону ближайшего развития конкретной личности. Я считаю, что методы и инструменты диалогового обучения как нельзя лучше подходят и для занятий в объединениях дополнительного образования. Ведь как сказано в Стратегии развития дополнительного образования детей в Республике Казахстан: «специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору». В своей работе я руководствуюсь тезисом о том, что «Главное – в условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, реализовывать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность полноценной организации свободного времени. А значит, ребенок социально реализует себя, готовится к освоению профессии, и в результате – у него больше шансов достичь успехов в будущем». Для меня это значит, что для своей педагогической деятельности я должна определять подходы и технологии, оптимально подходящие для удовлетворения таких потребностей. Одной из них и является обучение в диалоге. Методы, которыми я пользуюсь на своих занятиях, направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся внутренней познавательной мотивации, творческих способностей, самостоятельности. Активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала позволяет им создавать красивые вещи своими руками. На занятиях кружка современного рукоделия «Домовёнок» дети обучаются навыкам успешного общения, то есть учатся слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Применяя приёмы диалогового обучения «учитель - ученик», я исхожу из того, что роль педагога должна быть направляющей. И у моих обучающихся в результате такого общения возникает желание творить, самим узнать, понять и научиться делать своими руками интересные работы. На уроке дети обучаются группами, материал урока изучается ими, ученики помогают друг другу, делятся своими мыслями и идеями, выполняют работу. Если возникает какая-либо проблема, обсуждают и решают её, взвешивают альтернативные мнения. Задают интересные вопросы, вступая в диалог, как с детьми, так и со взрослыми, фантазируют, делают поделку, стремятся к изучению нового материала. Моя роль в данном приёме – «педагог – равноправный партнёр», консультант творческой деятельности ребёнка, организатор, который советует, направляет и обучает. Британский ученый, профессор Робин Александер определил пять подходов в общении педагога с учащимися: механическое запоминание, декламация, инструкция/изложение, обсуждение и диалог. Признаком высшего уровня профессионального мастерства педагога, конечно, является равноправный диалог, свидетельствующий о достижении взаимопонимания. В моей практике мне пока не всегда удается организовать его в полной мере. Раньше в своей работе я чаще всего использовала подход «инструкция», стараясь максимально полно разъяснить моим воспитанникам особенности выполнения работы. Но изучив подробно технологию диалогового обучения, поняла, что гораздо продуктивнее для меня и интереснее для моих учеников будет построение нашего общения в форме обсуждения – то есть обмена идеями о том, какими путями и какими инструментами лучше всего решить ту или иную образовательную задачу. Возрастная психология давно определила общение как ведущую деятельность подросткового возраста. И снова мы можем констатировать, что процесс школьного обучения не отвечает основным потребностям детей этого возраста. Существующая урочная система, хоть и претерпевает обновление, не предполагает активное межличностное взаимодействие подростков в ходе обучения. Пока еще школьники обучаются, очень мало общаясь друг с другом. Как решить эту проблему? Общаться в объединениях дополнительного образования! Когда я применяю формы беседы «ученик-ученик», а именно работу в группах и диалоговое общение друг с другом, то это повышает уровень самостоятельности, объём и темп выполнения заданий. Взаимообучение и взаимопомощь исключают состояние тревожности, дети свободно общаются, рассказывают друг другу о своих наблюдениях, улыбаются, делятся бисером, проволокой, и другими материалами рукоделия, советуются, стараются выполнить работу лучше, и всё это стабилизирует положительную мотивацию учения. Кроме этого, диалог помогает детям осознавать, что у людей могут быть разные идеи. Ребята, проводя обсуждение в группе, видят, что все участники имеют разные точки зрения на один и тот же вид задания. И не всегда точка зрения ученика бывает правильной или совпадает с мнениями других участников. Заинтересовавшись технологией диалогового обучения, я также узнала, что ученые исследователи Мерсер и Литлтон в 2007 году провели масштабное исследование по теории Л.С. Выготского. По результатам своей работы они доказали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В их исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. Согласно исследованию Мерсера, беседа (диалог) является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы: беседу-дебаты, кумулятивную и исследовательскую беседу. Наиболее часто между воспитанниками моего кружка возникает именно кумулятивная беседа, основанная на обсуждении заданий или на комментировании работы. Но иногда при обсуждении новой темы или создании коллективной работы разгораются такие дебаты! И пусть мы сталкиваемся с большим расхождением во мнениях и нам не всегда удается прийти к компромиссу… Как педагог, я понимаю, насколько важны для моих кружковцев такие моменты: они развивают умение анализировать, доказывать свою точку зрения, аргументированно спорить. К сожалению, в наше время ручным творчеством занимается довольно мало детей, поэтому я стараюсь привлечь к работе кружка и родителей моих обучающихся, чтобы они были заинтересованы и гордились тем, что их ребенок может сделать такую тонкую работу своими руками. Так я мотивирую родителей на объективный анализ и оценивание работ своих детей. Принцип подхода к родителям как к активным участникам процесса взаимодействия, общение «учитель-родитель», является одним из приёмов, который я применяю в своём кружке. Проанализировав результаты использования принципов и методов диалогового обучения в своей педагогической практике в течение нескольких лет, я сделала следующие выводы: - при организации учебного процесса необходимо создать для детей комфортную среду работы в группе и предоставить возможность свободно и конструктивно общаться, так как это дает положительные результаты; - педагог должен занимать позицию направляющего и наблюдателя-эксперта; дать возможность ребятам быть услышанными, несмотря на ограничения во времени; - предоставлять обучающимся возможность добывать знания самостоятельно; - диалог в группе дает возможность детям раскрепоститься и не бояться неверных ответов, при выполнении индивидуальных работ фантазировать, предлагать идеи друг другу, советовать, делиться знаниями и опытом. Эта технология оправдывает условия организации учебного диалога, путём снятия факторов, охлаждающих и тормозящих общение с детьми, где педагог хочет и умеет общаться с ребёнком, он восприимчив к чужому мнению, стремится не оценить, а услышать, понять и принять мнение обучающегося. С тех пор, как я начала применять элементы технологии диалогового обучения в своей педагогической практике, я заметила, насколько изменилось отношение детей к занятиям в кружке. Проведенные мною диагностики показали, что снизился уровень тревожности, повысилась мотивация к продолжению обучения тонкому искусству рукоделия. Они стали меньше опасаться высказывать свои идеи и предложения, спокойнее относиться к учебным неудачам и достигать закономерного положительного результата. Таким образом, я могу сделать вывод о том, что технология обучения в диалоге, разработанная и предложенная к внедрению в системе школьного образования Республике Казахстан, как нельзя лучше подходит и для решения задач дополнительного образования.


Скачать файл