Навигация

Развитие навыка коммуникации. Альтернативная коммуникация

Баймолдина Дина Нурбулатовна
педагог-психолог
КГУ "АЦ Асыл Мирас"

Нарушение коммуникации является одним из главных при знаков аутистического спектра у детей. Часто данное явление проявляется в нарушении речи или ее отсутствии. Ребенок не выполняет простые инструкции, не слышит просьбы и не обращается с просьбой к другим. Для научения навыкам коммуникации существуют методы применения АВА терапии, карточки ПЕКС, альтернативная коммуникация. В данной статье рассмотрено применение различных форм коммуникации.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 31.10.2023


Фрагмент для ознакомления

Одним из основным признаком аутистического спектра является нарушение коммуникации, то есть общения ребенка с окружающим миром. Формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.

В программе «Развитие обучающих навыков» педагоги оценивают коммуникативный навык по индикаторам методики ABLLS-R и пишут программу обучения коммуникации. При составлении программы учитываются базовые навыки, определяются цели и задачи навыков коммуникации у ребенка[1].

Основной целью программ является формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Поставленная цель реализуется в ходе обучения, включающего 7 основных направлений работы:

1. формирование умений выражать просьбы/требования;

2. формирование социальной ответной реакции;

3. формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;

4. формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;

5. формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;

6. формирование социального поведения;

7. формирование диалоговых навыков[2].

Педагоги придерживаются следующих принципов формирования коммуникативных навыков: систематичности, от простого к сложному, наглядности, генерализация навыка (применения). Например, ребенок может использовать определенный коммуникативный навык на занятиях, при взаимодействии со специалистом, но не способен самостоятельно осуществить его перенос при общении с другими людьми[3].

Принцип систематичности указывает на необходимость систематического обучения и постоянной практики при развитии коммуникации. Одна из основных проблем детей с расстройством аутистического спектра состоит в том, что они не способны самостоятельно усвоить коммуникативные навыки, необходимые для повседневной жизни[4].

Обучение от простого к сложному говорит, само за себя. Любое задание дробится на шаги. Отработав каждый шаг, ребенок осваивает полностью навык. И как обобщение навыка, все шаги ребенок выполняет самостоятельно. Например: ребенок выражает просьбу на желаемый предмет одним словом «мяч», затем учится произносить «дай мяч» и затем полностью фразу-просьбу «Мама, дай мяч»[5].

Альтернативная коммуникация – это любой способ коммуникации, который может заменить устную речь. Для детей с расстройством аутистического спектра очень эффективны такие системы как визуальная поддержка через карточки PECS, обучение отдельным жестам, а также доски с изображениями, с которыми ребенок, выстраивает определенную речевую схему.

Так же актуальны планшеты со специальными программами и приложениями и отдельные девайсы для коммуникации.  Чаще всего в наше время используют специальные приложения на планшетах, например, TouchChat, GoTalk Now, PECS III, Dynavox и другие. Также продолжают применяться отдельные устройства для коммуникации, например, GoTalk. Многие семьи просто называют устройство для коммуникации «планшет» или «голос» (рисунок 1).

Рисунок 1

Гаджет для общения - Семейный центр социальной абилитации "Наши дети"

Различные устройства для коммуникации стали неотъемлемой частью развития речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Практика показывает, что если ребенка обучать альтернативной коммуникации, то это помогает уменьшить нежелательное поведение (крики, аутостимуляции, агрессия и самоагрессия и другие социально неприемлемые виды поведения).

Начинаем обращенную речь с желаемого предмета. Педагог показывает желаемый предмет или действие, и ребенок просит доступными для него способами коммуникации. Выберите занятие или предмет (любимая игрушка ребенка, рисование, печенье) и начните моделировать для ребенка, как использовать устройство или карточки, и подсказывайте ему, чтобы он делал это сам. Подойдите к процессу творчески, ищите как можно больше всего, что ребенок может попросить.

На первых этапах обучению коммуникации альтернативными способами, ребенок часто показывает нежелательное поведение, например, смеется, карточки на липучках трогает, кнопки нажимает и т.п. В этот момент как раз можно применить карточки «Мне нравится», «хочу играть» и т.д.

Но самое главное альтернативная коммуникация, как и коммуникация в целом не является инструментом только для инструкций и заданий. В первую очередь коммуникация нужна для выражения чувств и состояний ребенка, желаний и просьб. Поэтому родителям активно нужно применять альтернативную коммуникацию в ежедневной рутине. Обучать на реальных ситуациях, в любимых играх и деятельности.

Список литературы

1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. – 95 с.

3. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2001. – С. 102 – 131.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.

5. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. – Изд.3-е. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с. 6. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 240 с


Скачать файл