Навигация

Развитие связной речи с помощью мнемотехник

Муталимова Алина Рашидовна
дефектолог
ВКУ им. С. Аманжолова

В данной статье описаны результаты проведенного исследования по развитию связной речи путем применения мнемотехник. Описаны мнемотехники и диагностические материалы применяемые к детям. Произведено сравнение эффективности мнемотехник.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 05.06.2023


Фрагмент для ознакомления

Все дети имеют задатки речи с рождения и одной из главных задач родителей и педагогов является ее правильное развитие. Важно понимать, что сформированная связная речь ребенка – залог успешного личностного развития. Но что мы подразумеваем под связной речью? Выготсккий Л.С. говорил, что связная речь - смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.

Связная речь — это не только последовательность слов и предложений. Это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

У детей дошкольного возраста разный уровень развития речи. Одни могут свободно использовать доступный им словарный запас, тогда как другие могут иметь большой пассивный словарь слов, но использовать только небольшую часть своего активного запаса. Также не редко случается, что дети используют слова и выражения, не полностью понимая их значения. Наблюдение, поддержка и поощрение речевого развития ребенка важны для развития его коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Мнемотехника позволяет детям создавать ассоциативные связи между предметами и понятиями, что помогает им лучше понимать и запоминать информацию. Для этого можно использовать игры, картинки, сценки, песни, которые можно дополнять и использовать для закрепления и повторения материала. Это поможет детям лучше усвоить учебный материал, а также поддержит их интерес к обучению.

Основой мнемотехники является использование визуальных образов для запоминания информации. Вместо того, чтобы запоминать большой объем текста традиционным способом, при помощи мнемотехники можно создавать ассоциации и образы, которые будут легче запоминаться и воспроизводиться в необходимой последовательности. Это особенно полезно для детей, поскольку такой подход позволяет им увидеть связь между текстом и конкретными образами, что облегчает запоминание и понимание материала.

Данная тема вызвала у нас интерес, что и определило тему нашей работы: «Развитие связной речи при помощи мнемотехник».

Объект исследования: связная речь у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: приемы мнемотехники, как способ развития связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: проверить эффективность использования приемов мнемотехники в дошкольном возрасте в развитии связной речи детей.

В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:

1. определить особенности развития связной речи в дошкольном возрасте;

2. провести диагностику связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста;

3. изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Возраст дошкольников характеризуется преобладанием зрительно-образной памяти. Именно по этой причине мнемотехника может быть очень эффективным инструментом для запоминания и понимания новой информации. Мнемотехника для дошкольников помогает развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Также, приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Далее приведены результаты первоначальной диагностики связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста (Таблица 1, Таблица 2).

Обследование связной речи детей среднего дошкольного возраста включало следующие методики: методика «Расскажи», методика «Расскажи стихотворение», методика «Пересказ сказки».

Таблица 1

Диагностика детей среднего дошкольного возраста

 

Имя ребенка

Методика

«Расскажи по картинке»

Методика

«Расскажи стихотворение»

Методика

«Пересказ сказки»

Итог

1

Томирис

С

С

Н

С

2

Давид

С

Н

Н

Н

3

Аяла

Н

Н

Н

Н

Высокий уровень развития связной речи составил - 0%;

Средний уровень - 33%;

Низкий уровень- 67%.

В группе детей старшего дошкольного возраста проводилось обследование с использованием следующих заданий.

Данное обследование выявляло умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла. (Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют; Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать? Опиши собаку, какая она, или придумай про нее рассказ; Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья»; Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

Оценка результатов производилась следующим образом: если ответы ребенка подходят под «а», он получает три балла; если ответы соответствуют «b» - 2 балла; если ответы соответствуют «c», ребенок получает 1 балл.

Таблица 2

Диагностика детей старшего дошкольного возраста

 

Имя ребенка

Задания/ Баллы

Итог

1

2

3

4

5

1

Адеми

3

2

2

2

2

ВС

2

Даня

1

2

1

1

2

С

3

Дима

1

2

1

1

1

НС

Высокий уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста составил - 0%;

Уровень выше среднего - 33%;

Средний уровень развития связной речи - 33%;

Ниже среднего - 33%.

Глядя на результаты диагностики, можно заметить, что связная речь детей среднего и старшего дошкольного возраста находится на низком уровне.

В последующем, на протяжении 2 месяцев, в ходе индивидуальных занятий с детьми применялись различные виды мнемотехник, применяя принцип от простого к сложному: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация.

В марте для оценки состояния связной речи дошкольников и оценки эффективности работы по данной теме, была проведенаповторная диагностика связной речи, результаты которой приведены ниже (Таблица 3, Таблица 4). В обследовании принимали участие те же дети, что и на начальном этапе и были использованы те же задания.

Таблица 3

Диагностики среднего дошкольного возраста после использования мнемотехник.

 

Имя ребенка

Методика «Расскажи по картинке»

Методика «Расскажи стихотворение»

Методика «Пересказ сказки»

Итог

1

Томирис

В

С

С

С

2

Давид

С

Н

Н

Н

3

Аяла

С

С

Н

С

Высокий уровень развития связной речи составил - 0%;

Средний уровень - 67%;

Низкий уровень- 33%.

Средний уровень связной речи испытуемых вырос на -34%.

Таблица 4

Диагностика детей старшего дошкольного после использования мнемотехник

 

Имя ребенка

Задания/ Баллы

Итог

1

2

3

4

5

1

Адеми

3

3

2

3

3

В

2

Даня

2

3

2

2

2

С

3

Дима

2

2

1

1

2

С

Высокий уровень развития связной речи составил - 33%;

Уровень выше среднего - 0%;

Средний уровень - 67%;

Ниже среднего - 0%.

Таким образом, если сравнить два обследования (январь/март). Высокий уровень развития связной речи с 0% поднялся до 33%. Средний уровень развития связной речи увеличился на 34 %. А уровень ниже среднего снизился с 33% до 0%. (рис.1)

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что мнемотехника эффективна, как средство развития уровня связной речи.  Все, что вам понадобится, это листок бумаги и немного фантазии. С использованием мнемотехник детям намного проще составлять рассказы, пересказывать тексты и запоминать стихотворения. Конечно, чтоб добиться идеального результата, нужно долго и упорно трудиться всем: педагогам, детям и родителям. Но главное, что детям это нравится и видя свой успех, они будут стремиться к большему.


Скачать файл