Навигация

Этапы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Нургалиева Фатима Бактыгереевна
учитель
СОШЛ №63 им. М.Дулатулы г. Актобе

Умения и навыки работы с текстом. Создать условия свободного саморазвития.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 05.08.2021


Фрагмент для ознакомления

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма.

Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что в повседневной жизни мы очень часто имеем дело с письменными образцами – это чтение книг, периодических изданий, просмотр кинофильмов, работа в Интернете и т.д.

Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Рассмотрим цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Этапы и стратегии работы с текстом.

I. Предтекстовый этап

Цели

Определить / сформировать речевую задачу для первого прочтения.

Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

Работа с заголовком

По заголовку можно попросить учащихся определить:

- тематику текста;

- перечень поднимаемых в нем проблем;

- ключевые слова и выражения и так далее.

Использование ассоциации, связанных с именем автора.

- к какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

- кто, по-вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и так далее.)

- где и в какое время может происходить действие?

Сформировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику, проблематику текста на основе языковой догадки.

Задача учащихся – определить основную идею текста.

Просмотреть текст, первый абзац и определить основную идею текста.

Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

II. Текстовый этап

Цели

Проконтролировать сформированности различных языковых навыков и речевых умений.

Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания

  1. Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить.

- ответы на предложенные вопросы;

- подверженные правильность, ложности утверждений;

- подходящий заголовок к каждому из абзацев;

- подходящее по смыслу предложений, пропущенное в тексте;

- предложения со следующими словами, грамматическими явлениями и так далее.

- глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые автором при описании кого- либо или чего-либо;

- описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему- либо и так далее.

2. Догадаться:

- о значении слова или слов по контексту;

- как будут развиваться события во второй главе, следующей части

III. Послетекстовый этап

Цель

Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания

Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

Доказать, что…

Охарактеризовать …

Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.

Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.

Составить план текста, выделив его основные мысли.

Рассказать текст от лица главного героя.

Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту.

Придумать, что могло бы случиться, если бы…

Придумать новый конец текста, придумать новое название.

Подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.

Достоинства технологии:

1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

2. Ориентирована на развитие личности.

3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

4. Способствует пониманию текста на уроке.


Скачать файл