Навигация

Стратегии развития критического мышления на уроках английского языка

Кисленко Анастасия Александровна
учитель английского языка
КГУ "Общеобразовательная школа №2 г.Приозерск"

Последние тенденции в изучении английского языка как иностранного подчеркнули важность и необходимость развития критического мышления как неотъемлемой части учебной программы по английскому языку. При изучении английского языка учащимся необходимы навыки критического мышления, чтобы читать произведения между строк, уметь писать убедительные эссе и уметь выразить свои идеи с подтверждающими доказательствами и оспариванием позиции других.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 05.04.2023


Фрагмент для ознакомления

Последние тенденции в изучении английского языка как иностранного подчеркнули важность и необходимость развития критического мышления как неотъемлемой части учебной программы по английскому языку. При изучении английского языка учащимся необходимы навыки критического мышления, чтобы читать произведения между строк, уметь писать убедительные эссе и уметь выразить свои идеи с подтверждающими доказательствами и оспариванием позиции других. Как утверждает Кабилан (2000), простое использование целевого языка и знание значения недостаточно; способные учащиеся должны уметь выражать критическое мышление с помощью языка. Кроме того, критическое мышление имеет тенденцию расширять учебный опыт учащихся и делает изучение языка более глубоким и значимым.

В своей практике на уроках английского языка я много внимания уделяю развитию критического мышления. В данной статье я приведу примеры стратегий развития критического мышления, которые успешно внедряются мною на уроках.

1.1 Явная инструкция

При интеграции критического мышления в предметные курсы часто обсуждаются два общих педагогических подхода: явные и неявные инструкции. Явная инструкция, призывает к прямому обучению принципам критического мышления, особенно тем, которые связаны с предметной областью. Неявное обучение, не делает обучение критическому мышлению четким. Другими словами, четкая инструкция направлена на повышение компетентности в области критического мышления, разъясняя студентам ожидаемые навыки и склонности к критическому мышлению.

В то время как, при неявном обучении критического мышления, хотя учащиеся вполне могут быть вовлечены в глубокое изучение предметного содержания, базовые концепции КМ не вводятся; ожидается, что критическое мышление может быть развито как естественное следствие изучения содержания.

Например, при обучении чтению на английском языке учителя могут явно обучать следующим ключевым навыкам критического мышления:

а) аналитические навыки (анализ): выявление основных исковые требования поддержал и причин, определении методов написания и подвести основные идея;

б) дедуктивные навыки (анализ и интерпретация): делать прогнозы, выявлять цели автора и оттенок, рисунок логические выводы и интерпретации образного языка;

с) оценочных умений (оценки и объяснения), например, оценки точности и достоверности утверждений, свидетельств и источников, оценка логическая сила аргументов, умение отличать факты от мнений, подвергать сомнению текст, комментировать использование автором языка.

1.2 Опрос учителя

Анкетирование - важный способ стимулировать учащихся к критическому мышлению. Вопросы учителей можно разделить на две основные категории: вопросы более низкого уровня и вопросы более высокого уровня. Вопросы более низкого уровня, также известные как фактические или буквальные вопросы, требуют признания или отзыва фактической информации, ранее представленной учителем. Вопросы на более высоком уровне, с другой стороны, требуют, чтобы учащиеся манипулировали ранее изученной информацией для создания ответа; эти вопросы выходят за рамки памяти и фактической информации и требуют учащиеся больше стараются делать выводы, анализировать и оценивать. Уровень мышления учащихся обычно связан с уровнем вопросов, которые задают учителя; если учителя систематически повышают уровень своих вопросов, учащиеся, как правило, соответственно повышают уровень своих ответов.

В преподавании английского языка широко обсуждаются закрытые / открытые вопросы и вопросы отображения / ссылки. Закрытые вопросы часто вызывают один или небольшое количество возможных ответов, в то время как открытые вопросы могут иметь различные ответы как приемлемые ответы.

В дополнение к постановке вопросов более высокого уровня и зондирующих вопросов, другие методы опроса также считаются эффективными для стимулирования интереса учащихся. Например, в своей практике я предоставляю учащимся достаточное время для дачи аргументированных ответов.

1.3 Активные и совместные стратегии обучения

Также для более успешной работы над развитием критического мышления, в классе использую стратегии активного и совместного обучения, которое фокусируется на участии всех учащихся класса, сотрудничестве и взаимодействии. Активное групповое взаимодействие дает моим учащимся возможность обмениваться идеями, брать на себя ответственность и становиться критически мыслящими. В частности, групповое обсуждение, дебаты и опрос считаются тремя основными и наиболее эффективными стратегиями, которые используются на уроках английского языка.

1.3.1 Групповое обсуждение

В качестве альтернативы традиционному методу лекций дискуссия - это “метод обучения, который предполагает обмен идеи, с активным обучением и участием всех заинтересованных сторон” (Орлич и др., 2013, стр. 244). Групповое обсуждение является эффективным способом содействия глубокому обучению и развитию критического мышления, поскольку дискуссии требуют, чтобы учащиеся продумывали и уточняли свои идеи, а также знакомили одноклассников с перспективами и взглядами других людей посредством обмена идеями.

Эффективность группового обсуждения зависит от постановки групповых целей, направленных на то, чтобы чему-то научиться, индивидуальной подотчетности и вовлеченности учащихся. В целях развития критического мышления и вовлечению учащихся в процесс обучения крайне важно обучить учащихся основным правилам и навыкам группового обсуждения, таким как внимательно слушать, отвечать надлежащим образом, опираясь на идеи других, приглашать других ответить, задавать уточняющие вопросы, выражать согласие / несогласие с позицией, подкрепленной достаточными доказательствами, предоставлять и запрашивать обоснование утверждений, оспаривать идеи, но не людей.

Между тем, для стимулирования интереса к изучению английского языка также важен выбор подходящих тем для обсуждения. Ввиду повышенного внимания к развитию функциональной грамотности на уроке, я выбираю темы для обсуждения, которые имеют отношение к жизненному опыту учащихся и могут соответствовать их интересам; культурные различия, спорные вопросы, текущие события и моральные дилеммы могут хорошо послужить этой цели.

1.3.2 Обсуждение

Дебаты, формальный метод обсуждения, рассматриваются как еще один идеальный инструмент обучения для развития критического мышления. Как форма активного обучения, дебаты побуждают обучающихся глубоко исследовать тему, задавать убедительные вопросы, выявлять противоречия и ошибки и формулировать аргументы, основанные на фактических данных. Экспериментальное исследование Омеличевой и Авдеевой (2008) продемонстрировали, что формат дебатов, по сравнению с лекцией, лучше способствует развитию у учащихся когнитивных навыков более высокого порядка применения и критической оценки.

Несмотря на широкое признание в качестве потенциально ценного инструмента стимулирования критического мышления, у дебатов есть свои недостатки. Например, считается, что дебаты могут привести к дуализму или просто укрепить ранее существовавшие мнения, а не способствовать объективному анализу всех сторон проблемы. Чтобы избежать данного затруднения я назначаю учащихся для защиты позиции, которая противоречит их существующим взглядам; или, в качестве альтернативы, учащиеся должны защищать позицию в дебатах в классе, но защищать противоположную позицию в письменном задании. Таким образом, учащиеся исследуют и рассматривают обе стороны проблемы.

Еще один способ избежать дуализма и расширить кругозор учащихся - проводить дискуссию всего класса после каждой дискуссии. В дискуссии после дебатов студентам разрешается комментировать аргументы каждой команды и делиться своими различными взглядами на вопрос.

1.3.3 Взаимный Опрос Коллег

Взаимный опрос сверстников рекомендуется в качестве полезной стратегии для развития навыков чтения и критического чтения. При взаимном опросе сверстников учащиеся на уроке работают в парах или небольших группах, по очереди задавая свои подготовленные вопросы и отвечая на вопросы друг друга. Опрос и обмен ответами в небольших группах помогают учащимся улучшить критический анализ и понимание текстов.

Поскольку задавать вопросы и отвечать на них является сложной задачей для многих изучающих английский язык, учителя должны четко инструктировать студентов делать это на начальном этапе взаимного опроса сверстников.

Чтобы помочь учащимся создавать вопросы более высокого уровня, на уроке мною используются следующие стратегии:

  1. объясняю типичные типы вопросов и моделирую процесс самопроверки при чтении на английском языке путем размышления вслух.
  2. Еще один полезный способ - предоставляю учащимся общие основы вопросов в качестве подсказок. Например, основа вопроса, такая как “Как... влияет на ...?”, требует умения анализировать взаимосвязь между идеями (причинно-следственная связь); вопрос “Что произойдет, если...” требует прогнозирования; “Согласны ли вы или не согласны с этим утверждением: ...? Поддержите свой ответ”. Предлагает респондентам оценить и предоставить доказательства.

Ожидается, что, регулярно и часто задавая, и отвечая на вопросы других и свои собственные, учащиеся развивают свои навыки и привычку задавать вопросы и начинают становиться критическими мыслителями.

В целом, вышеупомянутые стратегии (т.е. групповое обсуждение, дебаты и взаимный опрос) используются в качестве эффективных способов развития критического мышления, учащихся на уроках английского языка. Поэтому крайне важно создавать в классе обстановку, в которой учащимся предлагается проверять предположения, задавать важные вопросы и оценивать причины посредством взаимодействия учитель-ученик и ученик-ученик.


Скачать файл