Навигация

Педагогический подход Lesson study на практике

Павлова Елена Владимировна
учитель начальных классов
Калугинской НСШ

В этой статье представлен опыт работы команды учителей начальных классов с использованием педагогического подхода Lesson study для получения высоких образовательных результатов и успеха каждого ученика.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 27.09.2023


Фрагмент для ознакомления

Как ученик учится - не может быть запланировано,
это можно только наблюдать!
Тоши Чичибу

Современные подходы в казахстанском образовании стремительно набирают обороты уже несколько лет. Результаты кембриджской системы обучения, принятой в ряде европейских и азиатских стран, доказывают ее право на существование. Интересные стратегии, идеи семи модулей, таксономия Блума и многое другое позволяют ученику и учителю выстраивать на уроке новые отношения. Учитель уже не является носителем информации. Он предлагает обучающемуся самому выбрать тот материал, с которым он может справиться в силу своих уже приобретенных ранее знаний. При использовании новых технологий и педагогических подходов у учащихся наблюдается: повышение уровня мотивации учения; ребенку легче учиться. Одним из наиболее продуктивных педагогических подходов современного образования в Казахстане, я думаю, является Lesson Study. Он характеризуется особой формой исследования в действии на уроках, направленной на совершенствование знаний в области учительской практики. Данный подход основан в Японии в 70 – х годах 19 века. Суть подхода: учителя совместно осуществляют планирование, преподавание, наблюдение, анализ, документируя свои выводы. Реализация Lesson Study помогает учителю определить эффективные методы и приемы для любого типа учащихся, направленных на повышение его результатов по предмету.

Мы с коллегами стали изучать руководство, чтобы суметь правильно внедрить и использовать данный метод. На наших традиционных открытых уроках мы наблюдаем, что учитель делает во время урока, а на уроке исследования наблюдения направлены на процесс обучения учеников. Ознакомившись с руководством, мы пришли к общему мнению, что на сегодняшний день этот метод актуален и необходим в современной школе. Была создана фокус-группа в составе творчески работающих учителей начальных классов. Все учителя приняли участие в семинаре, проведенным Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» на тему «Исследования в практике учителя». Провели заседание группы для определения исследуемого вопроса, ожидаемых результатов и установили основные правила, выбрали 3 класс, предмет математика, все 3 цикла исследования урока проводились в этом классе. Команда учителей , проанализировав результаты проведения анкетирования, бесед с учащимися и их родителями, сделала следующие выводы: низкая мотивация к предмету математики вызвана из-за барьеров в речи учащихся, неумения высказать свои мысли, углубленно работать с контекстом, слабый словарный запас. Как повысить интерес к урокам, как пробудить желание учащихся к получению знаний? Решением данных вопросов, при совместном обсуждении группой учителей, стало применение на уроках математики приемов и стратегий критического мышления. Таким образом, была определена основная тема исследования Lesson Study «Как, используя приемы и стратегии критического мышления, развить речь учащихся?» Цель, направленная на действия команды учителей: улучшить навыки планирования и обсуждения трех уроков, уметь наблюдать за действиями учащихся АВС, решить проблемы в обучении исследуемого класса на основе рефлексии и сбора данных. Цель, связанная с действиями учащихся: развить речевую деятельность учащихся, используя эффективные приемы и стратегии критического мышления. Уроки разрабатывались по трем стадиям критического мышления. Стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Были подобраны такие стратегии и приемы критического мышления, которые бы развивали речь учащихся. На традиционных уроках, мы тоже часто используем эти приемы и стратегии, но только на исследуемом уроке мы можем наблюдать и увидеть положительные и отрицательные стороны этих приемов. Были использованы такие приемы и стратегии критического мышления как, «Верите ли вы?», «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Ромашка Блума». После каждого исследовательского урока, команда учителей проводила совместное обсуждение, выявляя успешные моменты урока и то, что нужно улучшить. Наблюдатели оценивали эффективность использования методов и стратегий для учащихся АВС, проводя опросы по окончанию уроков. Каждое мнение учащегося было ценно при составлении последующего урока.

Ученик А: активный мальчик, хорошо владеющий разговорной речью, знающий теоретический материал, умело показывающий свои знания на каждом уроке. Увлеченно работал, с интересом выполнял каждое задание.

Ученица В: имеет предметные знания. Если на первом уроке показывала неуверенность, сдержанность, то на последующих уроках стала яснее выражать мысли, обосновывая, аргументируя ответы.

Ученик С: на вопросы отвечает неуверенно, на уроке не принимает участие. Но постепенно раскрылся, на третьем уроке заинтересованно работал, высказал свое мнение о том, что раньше боялся отвечать, а теперь не страшно.

При составлении структуры урока команда учителей, тщательно выбирала именно тот метод преподавания, который бы содействовал решению проблемной темы Lesson Study. Использование таких приемов и стратегий критического мышления способствовали развитию творческих способностей, нацеливали учащихся на отслеживание собственных знаний, умение высказывать мысли, аргументировать свои ответы.

Таким образом, идея проведения подобных совместных исследований бесспорно актуальна и эффективна. Подход «Lesson study» позволил улучшить практику как опытных, так и молодых учителей. Хочется отметить, что совместная работа с исследовательской группой заставляет задуматься нас учителей над ожидаемыми результатами каждого этапа урока, и что необходимо учитывать возможности и потребности каждого ученика при планировании. А также размышлять над эффективностью выбираемых упражнений и записывать о положительных и неудачных моментах предыдущего урока, чтобы избежать ошибок при новом планировании.

В заключении хочется сказать, что проведение исследовательских уроков сплотило команду учителей, способствовало развитию профессиональных навыков, обмену опыта. У нас сложились доверительные отношения, научились работать в команде, где каждый несет ответственность за результат. Главное – научить детей учиться!

Литература:

1. Пит Дадли «Руководство: Lesson Study в школе», 2015

2. Дадли Пит Подход Lesson Study: сущность, как он действует, кто его использует. – Великобритания, 2011г.


Скачать файл