Навигация

Роль семьи в развитии речи ребенка

Жильская Екатерина Александровна
логопед
КГКП «Ясли-сад «Радуга»

Правильная и красивая речь это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 17.11.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звуко произносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни. Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить. Очень часто дети, которые плохо говорят, для своего возраста, ещё и плохо едят, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе – это говорит о слабости челюстной мышцы, а она, в свою очередь, задерживает развитие артикуляционного аппарата. Поэтому, обязательно заставляйте ребёнка жевать овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы – научите ребёнка полоскать рот, надувать щёки и перекатывать воздух из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику. Каждый малыш должен как можно больше работать своими пальчиками. Пусть малыш сам застёгивает пуговицы, зашнуровывает обувь, засучивает рукава. Причём тренироваться ребёнку лучше не на себе, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

«Помогите моему ребенку! Он не выговаривает буквы, не может произнести длинные слова».

С этой просьбы начинается знакомство логопеда и родителей.

Родители двухлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только "мама", "папа". Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка "каша во рту". Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.

Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Родители не замечают недостатков в речи малыша, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.

Большинство родителей не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует то, что ребенок неправильно изменяет слова, не может рассказать, что с ним было, что видел в течение дня.

От родителей и ближайшего окружения ребенка зависит как будет развиваться речь малыша. И именно их речь будет образцом для него. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.

Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

Если окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.

В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса ограничить введение новых слов и понятий.

Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него мероприятиях. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, которые сопровождать движением в определенном темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.

Для того, чтобы малыш научился отвечать на ваши вопросы полным предложением, правильно подбирать слова при пересказе необходимо:

· Больше разговаривать с детьми.

· Читать книжки с иллюстрациями, рассматривать и обсуждать с ребенком прочитанное.

· Играть в сюжетные игры. Для создания условий и закрепления навыков правильной речи дома нужно создавать игровые ситуации: «дежурный», «за покупками в магазин», «моем посуду», «стирка», «помощник повара» и т.д. При этом обогащается и закрепляется словарь детей.

· Совершать прогулки. Они занимают особое место в жизни детей, т.к. позволяют видеть в окружающем прекрасное и обозначать словом. Задания ребенку типа: «Понаблюдай, что интересного ты увидишь по дороге из детского сада домой». А может, это будет необычная ветка дерева или снежинка, облако и т.п. В пословице говорится: «Яркое слово смущает сердце» и оно остается на всю жизнь в памяти. Просмотр телепередач, работа за компьютером должны быть ограниченны, не более 30 мин. в день. И обязательно обсудить с ребенком, что он увидел, что поразило его. Каковы уроки «добра» или «зла» извлек он отсюда. Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений


Скачать файл