Навигация

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка с ООП

Федичкина Любовь Васильевна
учитель музыки
КГУ "Специальная школа-интернат №4" управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области

Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них. Эмоциональная сфера школьника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение детей, она очень важна для их психического и соматического здоровья.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 18.03.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Влияние музыки на детей благотворно,
и чем раньше они начнут его испытывать на себе,
тем лучше для них.
В.Г. Белинский

Эмоциональная сфера школьника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение детей, она очень важна для их психического и соматического здоровья.

В контексте гуманистической педагогики музыкальное развитие, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Педагоги обратили внимание на то, что музыкальная деятельность развивается эмоциональную сферу детей, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей.

С помощью музыки дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализует творческий потенциал. Любовь к музыке не может возникнуть сама собой, этому нужно учиться у взрослых. Воспитание любви начинается с чувства, вызывающего эмоциональную отзывчивость и желания исполнять и слушать предложенную педагогом музыку.

Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей, создает основу для эмоционального контакта взрослых и детей. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.

Готовя детей к восприятию музыки, развиваем слуховой опыт, эстетический вкус, общую культуру и эмоциональную отзывчивость. В процессе слушания различных по эмоционально – образному содержанию произведений, соответствующих опыту школьников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа в мажорных произведениях как классической, так и эстрадной и детской музыки.

Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, С. Прокофьева, П. Чайковского и др. Эмоциональное состояние отражают и не программные пьесы.

Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера расширяются, появляются тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные. Эстетические переживания школьников углубляются, усложняются, обогащаются, дети учатся различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально – смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир.

Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении, при этом испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды деятельности: словесное, вокальное, интонационное, мимическое, тактильное, моторно-двигательное и темброво-инструментальное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыкальное произведение, учим детей анализировать, обращать внимание на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. В процессе слушания музыки дети осознают собственное эмоциональное состояние, углубляют эмоциональное восприятие, воспринимают средства музыкальной выразительности. Так как опыт восприятия музыки в школьном возрасте очень мал, то для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт детей. Педагог ведет работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально – образное содержание музыки.

Объем детского внимания не велик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения, с яркой мелодией, несложной гармонии, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Для слушания вокальной музыки подбирают более трудные песни, чем, те, которые исполняют сами дети.

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост детей.

Организация взаимодействия детей с искусством помогает выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: словом, звуками и движениями.

Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост школьника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие. Созданные композитором в произведении образы дают школьникам возможность прочувствовать всю гамму чувств, их оттенков, формируют и обогащают эмоциональный опыт. Дети школьного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Школьник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно – ролевой игре любые эмоциональные состояния. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Она издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Еще древнегреческие ученые обосновали воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух.

Пробуждение эмоциональной отзывчивости – первое и главное условие успешного общения школьников с искусством. Только через переживания ребенка можно увлечь и заинтересовать музыкой. В психологии под эмоциональной отзывчивостью (восприимчивостью, чувствительностью) понимаются:

- свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.д.;

- эмоциональная реакция на состояние другого человека как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие;

- показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

В процессе исследования путей развития эмоциональности у школьников были выделены задания, выполняя которые, дети с помощью музыки постигают все более сложные чувства. Так, школьникам могут быть предложены различные способы «моделирования» характера звучания. В первую очередь это уподобления характеру музыки, что выражается в пластике рук, мелкой моторике, эмоционально – окрашенном слове.

Использование классической музыки позволяет ребенку пережить эмоции, которые он не в состоянии почувствовать в повседневной жизни. Основная задача педагога – добиться того, чтобы эмоциональные впечатления, доступные интонации музыки композиторов – классиков стали привычными, узнаваемые детьми.

Систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост школьника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитание таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.


Скачать файл