Навигация

Современные технологии обучения в начальных классах в специальной школе-интернате

Баисова Мая Тасбулатовна
учитель
КГУ "Специальный комплекс детский сад - школа-интернат №1" управления образования Павлодарской области акимата Павлодарской области

В настоящее время педагогика открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути учебного процесса, чтобы повысить мотивации к учебе.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 11.12.2023


Фрагмент для ознакомления

эмоциональнальная зарядка для глаз. Использование данной технологии обучения позволяет сохранить уровень здоровья детей с особыми образовательными потребностями. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Думаю что эту технологию используют все педагоги.

В условиях создавшейся ситуацией (пандемия), дистанционного обучения следует более серьезно подойти к данной технологии:

при составлении ксп, маршрутных листов, дозировка учебного материала, домашнего задания. Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.

Проектная работа является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности учащихся, в которой они занимают активную позицию. Тема проекта может быть связана с какой-то одной предметной областью. При подборе темы проекта учитель ориентируется на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: рисунок, статья, альбом, коллаж, рекомендации и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: сообщение, реферат, конкурс, праздник, спектакль, выставка. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях. К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

• повышение мотивации учащихся при решении задач;

• развитие творческих способностей;

• формирование чувства ответственности;

• создание условий для отношения сотрудничества между педагогом и обучающимся. Конечно, дети с особыми образовательными потребностями в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителем, воспитателем, родители, которые помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Проект бывает индивидуальный, групповой. Долгосрочный, краткосрочный.

Исходя из опыта работы, хочется отметить, что данная технология для детей с особыми образовательными потребностями преемлено краткосрочный проект. Почему? Это связано с психофизиологическими особенностями детей (память, мышление, восприятие). К примеру: Если проект долгосрочный, то к концу проекта дети забудут то, чтобы было на начало проекта. Пропадает интерес.

Технология разноуровневого обучения (дифференцированного),

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

Понятие “дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Целью дифференцированного обучения является организация учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и особенностей ученика или, иными словами, обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает ребенку возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Задачи дифференцированного обучения: понять, увидеть и сохранить индивидуальность ученика, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Он подходит на всех этапах обучения, а также на всех этапах усвоения знаний, умений. Чтобы добиться правильного подхода в обучении, необходимо правильно подбирать дифференцированные задания. Они должны отличаться простотой, краткостью и точностью.

В своей педагогической практике я использую данный вид технологии. Почему? В настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе.

Учитывая типологические особенности каждого обучающегося, класс можно подразделить на условные группы «1», «2», «3».

Задания группы «1» предполагают творческий или продуктивный уровень.

Задания группы «2» выстраиваются на аналитико-синтетическом уровне и обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для решения заданий на применение.

Задания группы «3» зафиксированы как минимальный. Здесь играет роль многократность повторения.

Элементы организации групповой формы работы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может высказать свое мнение, активно участвовать в решении поставленных задач в соответствии с уровнем подготовки, изученного материала. На каждый урок целесообразно создавать дидактический материал разной сложности. Все это дает ощутимый образовательный результат. Учащиеся, которые имеют недостаточные знания, перестают стесняться, наоборот, пытаются "тянуться" за сильными, легче вступают в диалог, исправляют свои ошибки, пытаются высказывать свои мысли, учатся формулировать вопросы.

Считаю, что применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем. Чаще всего проверочные разноуровневые работы.

Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации учебной деятельности. А также способствуют развитию познавательного интереса у детей, обеспечивающий планируемые результаты.

Работа по изучению и применению современных педагогических технологий в специальной школе продолжается, а имеющийся опыт работы анализируется на методических советах, обобщается педагогами на районных и областных семинарах, на курсах повышения квалификации, на региональных педагогических чтениях.

Эффективность их применения зависит от материально-технической базы учреждения, традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации.

Литература:

1. Журнал «Дефектология» №8, 2021.

2. Журнал «Дефектология» №9, 2021.

3. Журнал «Открытая школа» №9, 2018.

4. Книга «Коррекционная педагогика» Л.П. Назарова

5. Книга «Воспитание учащихся в специальных образовательных учреждениях» Г.Н. Пенин., Л.В.Кораблева., З.А.Понамарева., О.А.Красильникова.


Скачать файл