Навигация

Педагогические технологии и их влияние на успешность обучения студентов

Саду Асия Мухтаровна
преподаватель
Высшего строительно-экономического колледжа

В статье рассматривается опыт работы по использованию педагогических технологий, позволяющих совершенствовать методику преподавания и способствующих повышению уровня знаний каждого обучающегося. Педагогический труд – это кропотливый процесс, порою похожий на обкатанную дорогу, порою на дорогу без опознавательных знаков. Собственная эрудиция – самая лучшая защита от неожиданностей. Наше мастерство прибавляет нам уверенность. Из чего же оно складывается? Думаю, что оно складывается из владения педагогическими технологиями, формами, методическими приёмами, набором всевозможных дидактических заданий, задач, упражнений.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 07.01.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Педагогический труд – это кропотливый процесс, порою похожий на обкатанную дорогу, порою на дорогу без опознавательных знаков. Собственная эрудиция – самая лучшая защита от неожиданностей. Наше мастерство прибавляет нам уверенность. Из чего же оно складывается? Думаю, что оно складывается из владения педагогическими технологиями, формами, методическими приёмами, набором всевозможных дидактических заданий, задач, упражнений.

Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом, поэтому значение знаний, умений и навыков педагогов в этой сфере трудно переоценить. Педагогам легко разнообразить свои уроки. Мир окружающей нас позволяет увидеть проблему, создать «интригу» на уроке, замотивировать, повысить интерес обучающихся. Коммуникативные, информационно-коммуникативные, проблемные технологии, презентации, тесты – всё это творит чудеса, расширяет границы познания. Мы живём в век скоростей, информации, дистанционного обучения.

Главной целью инновационных технологий образования, на мой взгляд, является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в форму и норму существования человека. Задачей любой технологии, как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.

И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:

• технологии дифференциации и индивидуализации;

• проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

• технологии проблемного обучения;

• интерактивные технологии;

• информационные технологии: мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ; уроки на основе электронных учебников, презентации.

Актуальность применения информационных и коммуникационных технологий выражается в следующем:

• быстрота получения нужной информации;

• большой спектр наглядных пособий;

• интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью тренажеров;

• ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между педагогом и обучающимися, желание обучающихся отвечать и, как следствие, качественно новый тип урока (динамичный, информативный)

В процессе работы наиболее эффективными, с точки зрения преподавателей, являются следующие группы технологий обучения:

• групповые технологии обучения (игровые технологии, технологии мастерских, технологии коллективной мыслительной деятельности);

• технологии проблемного обучения (метод проектов, кейс-технология, исследовательские технологии обучения);

• рейтинговые технологии (технология модульного обучения, технологии организации самостоятельной работы обучающихся, технологии развивающего обучения);

• информационные технологии обучения.

Во-первых, в педагогическом сознании прочно утвердился феномен педагогических технологий. Педагоги не только осознают необходимость использования этого деятельностного инструментария, но и готовы применять технологии с учетом конкретных условий обучения. При этом педагоги отмечают, что наиболее эффективными, с их точки зрения, являются групповые, рейтинговые, проблемные и информационные педагогические технологии.

Во-вторых, хотя педагоги стремятся использовать в своей деятельности новые педагогические технологии, пока что преобладает стереотип традиционной деятельности. Эта ситуация объясняется недостаточными знаниями и умениями педагогов по продуктивному использованию современных, наиболее эффективных технологий обучения

. В своей педагогической деятельности я не пользуюсь какой-то одной технологией в чистом виде. Мне нравятся элементы тех технологий, которые повышают активность студентов в процессе получения знаний. Всё зависит от типа урока, от готовности к нему обучающихся.

Достоинства инновационных технологий заключаются, на мой взгляд, в следующем:

- дают возможность обучающимся приобретать прочные и осознанные знания;

• развивают самостоятельность в учебной деятельности;

• увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;

• создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, преобладает чувство уверенности.

Инновационная деятельность дает преподавателю возможность профессионального роста, эмоциональной удовлетворенности, саморазвития, организации дифференцированного обучения; прогнозирования результатов обучения; ранней диагностики и коррекции учебных результатов.

Студенту дается выбор: уровня, объема, содержания предметного знания; информационного источника для усвоения выбранного объема знаний; способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками. В процессе обучения вырабатываются навыки: • самостоятельной и коммуникативной деятельности.

Опытный педагог оценивает разные направления организации своей деятельности на уроке. Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Второе направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, когда нужно дописать определение, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности суждения, на припоминание». Студентам предлагаю самим составить разные формы заданий: кроссворды, тесты, найти потерянное слово по изученному материалу и т.п. Такие работы помогают при подготовке к итоговому экзамену по предмету.

На своих занятиях использую компьютерные технологии. Компьютерные технологии на уроке экономят учебное время преподавателя: • повышают мотивацию; усиливают интерес; позволяют выбрать темп урока; • наглядно представляют материал к уроку; дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений.

Поэтому я пришла к выводу: применение современных компьютерных продуктов позволяет решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые и углубленные знания по предмету; систематизировать усвоенные знания.

Свою статью хочу завершить словами Конфуция: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».

Литература:

  1. Интернет-ресурс http://pedtehno.ru/
  2. Интернет-ресурс http://www.epwr.ru/ quotation/txt_388_6.php
  3. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие/ Т.П. Сальникова. – М: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.
  4. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы

Скачать файл