Махамбетова Гульнара Зейнелкабиденовна
учитель-логопед
КГУ "Областной кабинет психолого-педагогической коррекции" Кабинет психолого-педагогической коррекции Успенского района
В статье расписаны какие влияние логопедических игровых методов на формирование и по развитию лексической стороны речи с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 30.01.2023
У ребёнка есть страсть к игре, и её необходимо удовлетворять.
Надо не только дать детям время поиграть, главное пропитать
этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.
А.С. Макаренко
Игра – главная и неотъемлемая часть жизни каждого ребенка, это не просто забава, это творческий, вдохновляющий труд ребенка, одним словом – это его вселенная. Играя, дети познают не только окружающий мир, но и накапливают все необходимые знания, осваивают общение как главное средство обмена информации.
«А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в интересную игру!» - от этой фразы у детей захватывает дух, они моментально становятся веселыми и готовы к проигрыванию игровых ситуаций. И не обязательно быть психологом, для того чтобы сделать вывод, что игра в жизни ребенка занимает особенное место. Среди наиболее существенных задач по развитию речи является работа по развитию лексического запаса.
Работа по развитию лексической стороны речи является главным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять в речевом потоке. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические критерии – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений.
Следует отметить игровые приёмы и методы, на занятиях с детьми с ОНР-3 уровня, являются наиболее эффективным в логопедической работе. Используя их в своей работе, лично я могу практически на 50% усовершенствовать результаты своей коррекционной деятельности.
Из своего практического опыта хотелось бы отметить, что при организации логопедических игровых методов по формированию лексической стороны речи у детей с ОНР-3 уровня, руководствуюсь следующими рекомендациями:
- игры не должны быть длинными, максимум 5-10 минут;
- они должны проводиться в неспешном варианте, чтобы дети имели возможность понять смысл задания, и самостоятельно исправить возможные ошибки;
- игра должна быть интересной, живой и доступной для ребёнка;
- обязательным правилом в игре считается активное речевое участие всех присутствующих детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре у детей также должен развиться навык контроля над чужой и своей речью, и правильно выполнять речевые задания, поощрять детскую инициативу.
Развивая лексическую сторону речи, необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько направлений работы над ними:
Также необходимо указать на некоторые задачи в работе над словом:
- работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слого-ритмическому оформлению;
- работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;
- работать над развитием пассивного словаря, т.е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребёнок;
- работать над систематизацией слов, которыми располагает ребёнок, группировать их по разным признакам;
- работать над разными видами значений слов: предметной соотнесённостью с понятийным, ситуативным, эмоциональным и др.;
- работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами);
- работать над смысловой сочетаемостью слов;
- работать над активизацией поиска слов ребёнком.
В систему логопедических занятий внесены упражнения на развитие словаря, по методике Серебряковой Н.В., Лалаевой Р.И. из пособия «Коррекция ОНР у детей»:
«Отгадай предмет по названию его частей»;
«Неприятели» - Выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля»
(Друг, печаль, враг)
Также можно играть в следующие игры, для развития предметного словаря: «Кто это? Что это?»; «Продолжи ряд»; «Назови, одним словом».
«Скажи наоборот».
«Неприятели» - Выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля»
(Говорить, идти, молчать);
«Закончи предложение и назови слова неприятели»
(Сначала гостей встречают, а потом).
«Загадки» (Отгадывание загадок, по словам действиям)
«Кто, как передвигается?»
«Кто как ест»
«Кто как голос подаёт?»
«Кто, что умеет делать»
«Что, какие звуки издаёт»
«Скажи наоборот».
«Неприятели» - Выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля»
(Холодный, белый, горячий)
«Закончи предложение и назови слова неприятели»
(Камень большой, а пушинка…)
«Сравни!» (По вкусу: горчица и мёд).
«Загадки» (Отгадывание загадок, по словам признакам).
«Какой? какая? какие?»
«Назови ласково»
«Путешествие машинки»
«Озорная бабочка»
С целью развития смысловых и вербальных ассоциаций предлагаются следующие задания.
Игра на уменьшение латентного периода реакции на слово-стимул.
Игра «Кто быстрее?». Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое первым придет в голову)».
Работа по формированию словаря открывает ребёнку возможности для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете. При помощи стимулирующих вопросов логопеда можно построить достаточно развёрнутое высказывание-сообщение, высказывание-вопрос и т.д.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребёнка, но и тренируя у него способность, легко находить нужное слово.
В заключение необходимо добавить, что игры на развитие лексической стороны речи способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временные представления, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. На этом материале появляется возможность практически познакомить ребёнка с системой языка и научить употреблять в речи новые слова и словосочетания.
Можно сделать вывод, что использование логопедических игровых методов позволит провести коррекционно-логопедическую работу по формированию и развитию лексической стороны речи у данной категории детей, а также поддержать интерес детей к игре.