Навигация

Исполнительское дыхание при игре на духовых инструментах

Пузаткин Валерий Евгеньевич
преподаватель специальных дисциплин
ГККП "Музыкальный колледж имени Курмангазы"

Вопросы исполнительского дыхания на гобое. Особенности перманентного дыхания. Способы и приёмы работы над исполнительским дыханием


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 17.05.2024


Фрагмент для ознакомления

Ведение звука - это действие, непосредственно связанное дыханием.
Атака и дыхание открывают звук, а дыхание обеспечивает,
кроме того, его жизнь во времени.
Как выдыхает исполнитель, так и звучит его инструмент.
Т. Докшицер

Дыхание при игре на духовых инструментах является одним из важнейших компонентов исполнительской деятельности музыканта- духовика. Исполнительское дыхание отличается от обычного дыхания человека, когда вдох и выдох примерно равны по времени. Оно определяется в первую очередь сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами, в полной мере работающими при вдохе и выдохе. Исполнительское дыхание, как правило, это короткий быстрый вдох в продолжительный, в зависимости от текста, выдох. Само исполнительское дыхание сложно и противоречиво. Достаточно сказать, что существует несколько видов исполнительского дыхания и выбор наиболее рационального из них зависит от многих исполнительских моментов, которые в свою очередь определяются характером и замыслом произведения. Опытный исполнитель в процессе игры может варьировать типами дыхания, активно работая мышцами грудной клетки почти без участия диафрагмы, а выдох- с максимальным участием брюшного пресса. И наоборот, вдох осуществить без активного участия грудной клетки, опираясь на диафрагму.

При естественно физиологическом дыхании человека вдох- активный акт, при котором легкие расширяются, ребра поднимаются вверх, купол диафрагмы опускается вниз, выдох, наоборот, пассивный акт- полость легких, грудная клетка и диафрагма возвращается в свое первоначальное положение. При физиологическом дыхании цикл протекает: вдох –выдох- пауза. Исполнительское дыхание подчинено сознанию исполнителя и предполагает активный вдох и выдох. Вдох короткий- выдох, как правило, долгий.

Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу и направление выдыхаемой струи воздуха, но и в умении производить быстрый полноценный вдох, значительно превышающий по объёму вдох при нормальном дыхательном процессе. Для извлечения звуков определённой высоты, динамики, характера, тембра, длительности, то есть, для приведения в действие звукообразователя и звучащего воздушного столба исполнителю на духовом инструменте необходим интенсивный выдох. Степень интенсивности выдоха определяется характером музыки и спецификой звукообразования на том или ином духовом инструменте. Если при обычном дыхании время вдоха и выдоха приблизительно одинаково, то при исполнении на духовом инструменте требуется быстрый, энергичный вдох, а выдох бывает то равномерный, то постепенно ускоряемый, то постепенно замедляемый. Все зависит от оттенков, которых требует исполнение. Таким образом, дыхание вместе с работой языка, у исполнителя на духовом инструменте осуществляет те же функции, что и смычок у исполнителя на струнном инструменте.

Понятно, что для приспособления к музыкальному исполнительству, требуется систематическая его тренировка. В то время как обыкновенный выдох происходит пассивно, вследствие прекращения напряжения межреберных мышц и диафрагмы, исполнительский выдох активен и разнообразен. Не изменяющийся по силе звук требует постепенного и очень равномерного расслабления дыхательной мускулатуры. Усиления звука требует ускорения выдоха. Ослабление звука требует постепенного замедления выдоха.

Типы дыхания.

Существует несколько типов дыхания. Как правило, исполнители на духовых инструментах используют наиболее рациональный из них, а именно грудобрюшной, смешанный тип. Грудной и диафрагмальный типы может и используется, но на самом раннем этапе обучения. Смешанный же тип исполнительского дыхания создаёт наиболее благоприятные условия для и исполнительского вдоха и исполнительского выдоха. При грудобрюшном (смешанном) типе дыхания благодаря комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки достигается наибольший эффект вдоха. Тем не менее, при игре на духовом инструменте нельзя отрицать важности и необходимости использования в исполнительской практике духовиков разных типов дыхания – грудного и диафрагмального (брюшного): типы дыхания определяются характером самой музыки. Две фазы дыхания – вдох и выдох- могут по- разному использоваться в исполнительском процессе и поэтому эти два момента должны быть очень тщательно изучены и опробованы на практике.

Условия игры обязывают музыканта- духовика производить часто полный и быстрый вдох. Для обеспечения этого условия музыканты – духовики используют не нос, как при обычном дыхании, а рот. Степень активности исполнительского вдоха определяется спецификой звукоизвлечения на том или ином духовом инструменте, а также зависит от музыкальной фразировки, диапазона, штрихов.

Но решающая роль в исполнении принадлежит выдоху, так как он связан уже непосредственно с художественной стороной исполнительского процесса. Выдох должен быть разнообразен и гибок: то бурный и порывистый, то едва заметный и плавный, то усиливающийся и замирающий, то ускоряющийся и замедляющийся и т.д. Поэтому работа над техникой дыхания требует постоянной систематической тренировки, так как именно от дыхания зависят такие важнейшие требования к исполнению, как чистота интонации, тембр и выразительность звука.

Развитие техники дыхания

Как было сказано выше, естественный и исполнительский типы дыхания имеют принципиальное различие. Чтобы понять принцип правильного исполнительского дыхания, нужно проделать специальные упражнения, которые покажут его отличие от естественного дыхания. Упражнения следует выполнять внимательно, контролируя работу диафрагмы и мышц брюшного пресса.

Развивать дыхание нужно постепенно: от отдельных, не слишком продолжительных звуков и небольших музыкальных фраз с равномерным в динамическом отношении звучанием и минимизацией интонационных погрешностей следует переходить к дальнейшему развитию исполнительского дыхания на материале с более продолжительными звуками и фразами, с постепенным усилением и ослаблением выдоха. Необходимо при этом постоянно контролировать качество исполнительского выдоха слухом. Для развития навыков исполнительского дыхания широко используется исполнение длинных звуков, гамм в медленном движении с применением различной нюансировки и специальных упражнений. В некоторых методиках предполагаются различные виды упражнений для развития тех или иных типов дыхания без инструмента. Это, несомненно, важный момент и такие упражнения также приносят определённую пользу, так как не всем сразу удается показать результативное дыхание сразу на инструменте. Правильно подобранные упражнения помогут в становлении исполнительского дыхания. Очень часто в методической литературе применяется термин «опертое дыхание», «опора» дыхания достигается тем, что в момент, когда вдох сделан, исполнитель удерживает грудную клетку и диафрагму в позиции вдоха, лишь постепенно уступая их возвращению в первоначальное (до вдоха) положение. Из-за этого выдох становится легко управляемым, плавным, осуществляется без толчков. Очень важно, чтобы исполнитель понимал, что при полном выдохе, происходящем во время игры, грудная клетка постепенно опускается и корпус принимает своё исходное положение. В этом случае, чем медленнее диафрагма и прочие мышцы, участвующие при вдохе, приводят в своё первоначальное состояние, чем равномернее и продолжительнее процесс освобождения воздуха из лёгких, тем правильнее дыхание для игры на духовом инструменте.

От дыхания зависит не только динамическая сторона исполнения и качество звука. С помощью дыхания отделяются музыкальные фразы одна от другой, следовательно, необходимо обратить внимание на роль дыхания в музыкальной фразеологии. Правильное распределение пунктов смены дыхания имеет огромное значение для выразительности исполнения: педагог должен на основе анализа строения произведения и учета исполнительских возможностей ученика точно указать моменты, где следует делать вдох. В этом анализе должен участвовать и ученик, постепенно приучаясь самостоятельно разбираться в тексте. Моменты вдоха не могут располагаться в случайных местах, слушатель никогда не должен чувствовать, что исполнителю нужно взять дыхание. Встречаются очень длинные музыкальные фразы, которые невозможно исполнить на одном дыхании. В этом случае следует найти место, где можно взять дыхание, не нарушив смысла музыкальной фразы.

Неточное распределение моментов вдоха может привести к неправильному пониманию смысла, характера музыкальной фразы. При этом лига не должна препятствовать вдоху, поскольку указывает лишь на необходимость плавного и связного исполнения. Так же следует учитывать, что тактовая черта является лишь метрической границей и далеко не всегда совпадает с началом или окончанием музыкальной фразы и, следовательно, не является моментом для исполнительского вдоха.

Развить всесторонне технику дыхания и научиться использовать ее в полной мере как средство музыкальной выразительности возможно только при овладении достаточно богатым музыкальным репертуаром.

Перманентное (непрерывное) дыхание

Еще одной разновидностью исполнительского дыхания музыканта- духовика является перманентное, т. е. непрерывное дыхание, которое характеризуется быстрым носовым вдохом с одновременной беспрерывной подачей воздуха в инструмент. Перманентное (франц. Permanent- постоянный, непрерывный) дыхание используется при игре сложных для смены дыхания музыкальных построений, продолжительных мелодических фраз, основанных, в том числе и на быстрых пассажах, подвижных эпизодах. Владение непрерывным дыханием расширяет выразительную сторону музыкального исполнения и является одним из показателей мастерства музыканта- духовика.

Выполнение этого сложного технического приёма требует от исполнителя соответствующей тренировки. Вот почему, приступая к освоению непрерывного дыхания, музыкант должен придерживаться определённой последовательности, которая состоит в следующем:

- сначала следует усвоить навык звукоизвлечения за счёт выдавливания в инструмент резервного воздуха, находящегося в полости рта, при помощи щечных мышц;

-затем необходимо научиться брать дыхание через нос.

Наиболее сложной фазой в осуществлении непрерывного дыхания является формирование навыка одновременного выдоха воздуха через рот в инструмент и быстрого вдоха через нос. Это не только техническая, но и психологическая трудность. Чтобы создать хороший резервный запас воздуха в полость рта, т.е. его достаточное давление и объём, музыканту необходимо использовать естественную упругость и силу щёчных мышц, эластичность круговой мышцы рта. Лучше всего навык непрерывного дыхания приобретается на основе игры отдельных выдержанных звуков среднего регистра.

Приступать к освоению перманентного дыхания следует музыкантам с хорошо развитым исполнительским дыханием и амбушюром.

Постановка дыхания – это прежде всего четкое и прочное уяснение основных принципов звукообразования и нахождения необходимого мышечного чувства, помогающего сознательно управлять всем дыхательным аппаратом. Дыхание должно быть не случайным и беспорядочным, а логичным. Правильность работы исполнительского дыхания определяется, в конечном счете, звуковым результатом.

Контроль за правильностью исполнительского дыхания должен быть постоянным и требует постоянной тренировки и отработки. Следует отметить, что так как все исполнители на духовых инструментах индивидуальны, то и методы над дыханием имеют сугубо индивидуальный характер.

Список литературы

Диков Б. Методика обучения на духовых инструментах Москва 1962

Усов Ю. история отечественного исполнительства 1984

Федотов А. Методика обучения на духовых инструментах Москва 1975

Платонов Н. Вопросы методики обучения на духовых инструментах Москва 1958


Скачать файл