Навигация

Формирование предметных компетенций учащихся на уроках художественного труда

Воржева Данна Нурлановна
учитель начальных классов
КГУ "Школа-лицей №66"
Полынкова Надежда Анатольевна
учитель начальных классов
КГУ "Школа-лицей №66"

В статье рассматриваются вопросы формирования предметных учащихся на уроках художественного труда


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 18.03.2023


Фрагмент для ознакомления

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - это уже существующая совокупность качеств личности ученика и наименьший опыт деятельности в определенной сфере. В настоящее время в процессе обучения учащиеся могут овладеть набором теоретических знаний в достаточной степени, при этом испытывают незначительные трудности в образовательной среде, которая требует использование данных знаний для решения конкретных проблемных ситуаций или учебных задач. Под компетентностью понимают - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его работы в определенной общественно и личностно-значимой среде. В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики

Стратегия модернизации содержания общего образования называет

- компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности;

- компетенции в сфере общественно-трудовой деятельности;

- компетентности в бытовой сфере.

В современной педагогической науке под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач.

Образовательная область «Технология» открывает большие возможности для развития самостоятельной, активной, творческой личности.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, которое выражается в совокупности взаимообусловленных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта работы школьника по отношению к определенному кругу объектов истинной действительности, для реализации продуктивной деятельности.

Образовательные компетенции:

1.Название компетенции (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);

2. Окружение действительных объектов реальности, по отношению к которым вводится компетенция;

3. Общественная и практическая значимость компетенции;

4. Смысловые ориентации школьника по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции;

5. Знания о круге объектов реальности;

6. Минимально необходимый опыт деятельности учащегося в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);

7.Индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

Ценностно-смысловые компетенции, связанны с ценностными ориентирами учащегося, способностью видеть, понимать и ориентироваться в окружающим мире, понимать свое место и предназначение, уметь выбирать цель и смысл своих поступков, а также правильно принимать решения.

Общекультурные компетенции обеспечивают познание национальной культуры, общей для всех людей, и приобретение опыта в этих областях;

- сюда же относятся духовно-нравственный фундамент жизни человека, отдельно взятого народа и всецело человечества;

- культурологические основы явлений и традиций таких, как семейные, социальные, общественные;

- важная роль науки и религиозного составляющего в жизни человека;

- компетенции в бытовой, культурной и досуговой.

Учебно-познавательные компетенции. К ним относится совокупность компетенций учащегося в области самостоятельной поисково-познавательной деятельности, включающей в себя логические, методологические, общеучебные элементы деятельности.

Коммуникативные компетенции. К данным компетенциям относят: знание различных языков, знание приемов взаимодействия с окружающими людьми и недавними событиями; приобретение навыков работы в группе, коллективе, умение владеть различными социальными ролями.

Компетенции личностного самосовершенствования обращены на знакомство и использование видов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает видами деятельности в его интересах и возможностях, которые выражаются в непрерывном познании себя, развитии важных современному человеку качеств личности, формировании психологической грамотности, мыслительной и поведенческой культуры.

На уроках художественного труда можно формировать:

- ценностно-смысловые компетенции, т.к. изобразительная деятельность предполагает формирование у учащихся способности видеть и понимать окружающий мир;

- общекультурные компетенции, т.к. изобразительное искусство является одним из источников духовно-нравственной основы жизни человека, является носителем традиций народа;

- компетенции личностного самосовершенствования, т.к. через изобразительное искусство достигается духовное саморазвитие, а также эмоциональное саморегулирование.

В определении компетенции подчеркивается умение решать задачи некоторого круга, при этом правильно используя доступные информационно коммуникационные технологии.

Формы применения объектов на уроке художественного труда могут быть всевозможные:

1. Демонстрация на большом экране для всего класса репродукции картин. Учащиеся анализируют предложенную репродукцию, обсуждают изображение, композицию.

2. Групповая работа учеников (Игра-соревнование: Кто сложит больше картинок за 5 – 7 минут).

3. Фронтальная работа. (Учитель демонстрирует материал на экран и ведет беседу на его основе):

- Как называется полотно, на которой изображена живая природа? (Пейзаж)

- На которой изображена мертвая природа? (Натюрморт)

- Что изображено на репродукции К. Петрова-Водкина «Черемуха в стакане»?

- Что изображено на картине И. Грабаря «Груши»?

4. Задание на уроке ученику для самостоятельной работы. (Выполнение учебных упражнений).

5. Отработка навыков. (Учитель имеет возможность организовать индивидуальную форму обучения, используя при этом тесты и учебные упражнения).

6. Применения для подготовки к другим урокам (чтение, трудовое обучение, окружающий мир и т.д.).

7. Использование учащимся для самостоятельных заданий (включая подготовку докладов художника).

8. Организация исследовательской и проектной работы.

На уроках художественного труда формируются такие предметные компетенции, как

1.умение использовать в работе фантазию, воображение, отражать в рисунке собственные мысли и чувства;

2.умение изображать предметы на плоскости и в объеме;

3.уметь выявлять и передавать форму, движение, пропорции предмета в изображении;

4.уметь использовать навыки художественной деятельности в различных её видах (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и т.д.);

5.уметь распознавать и использовать в своей изобразительной деятельности выразительные возможности художественных материалов (краски, мелки, уголь, карандаш, пластилин и т.д.);

6.уметь решать колористическое оформление рисунка;

7.уметь анализировать произведения искусства;

8.уметь активно использовать художественную терминологию.

Приобщение учеников к миру искусства - важнейшая задача образовательной области «Искусства». Среди ее главных целей - воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, формирование художественного вкуса и образно-ассоциативного мышления. Учитель должен максимально использовать жизненные аналогии, больше внимания уделять содержательным, тематическим аспектам, материал должен быть доступным и наглядным.

О положительных результатах этапа реализации можно судить по удовлетворенности обучающихся учебным процессом:

появилась потребность в самостоятельной творческой работе;

повысился уровень умения планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок;

при аттестации ученики показывают стабильные результаты.

На уроках художественного труда большую роль имеет компетентностный подход. В целях усиления практической составляющей образовательного процесса выбираю наиболее соответствующие ей формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности школьников, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.

Не менее 70% учебного времени отвожу на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

В контексте современной организации аттестации школьников, активно применяю такую форму измерения достижений обучающихся как использование тестов и творческих работ. Серьезное место отвожу формированию умения учащихся создавать и публично представлять творческие продукты – ученические проекты.

Создание проектов ориентирую на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. При организации проектной деятельности , а каждая творческая деятельность – это есть проект, делаю акцент на закрепление навыков владения основными исследовательскими методами, среди которых: анализ литературы, поиск источников информации, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения. Ежегодно организую и провожу школьные выставки работ и выставки работ в классе по предмету «Художественный труд».

Литература

1. Сборник нормативных документов. Технология сос. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2006

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008 (Стандарты второго поколения).

3. "Компетентностный подход в образовании". Лебедев О.Е. "Школьные технологии. " - 2004г. № 5


Скачать файл