Навигация

Формирование основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Тасмагамбетова Гульмира Сагындуковна
воспитатель
КГКП "Ясли-сад "Ивушка" отдела образования города Лисаковска" Управления образования акимата Костанайской области"

Данная статья посвящена изучению процесса формирования основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью приобретения детьми нравственных ценностей и норм поведения, которые будут положительно сказываться на их социальной адаптации и будущей жизни. Целью исследования является выявление основных педагогических условий, применения гуманно – личностных технологий способствующих формированию основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 29.12.2023


Фрагмент для ознакомления

В современном мире развитие нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей для педагогов и родителей. Нравственное поведение включает в себя усвоение норм и ценностей, а также развитие эмоциональной сферы и самоконтроля. Постепенное формирование основ нравственного поведения требует создания определенных педагогических условий, применения гуманно – личностных технологий стимулирующих детей к осознанному и этически правильному поведению.

Вследствие чего, проблема формирования нравственного поведения, не утрачивает свою актуальность, а с течением времени становится все более значимой.

Большое количество ученых и деятелей занимались проблемой формирования основ нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста. Среди них можно выделить Льва Выготского, Яна Амоса Коменского, Марии Монтессори, Эрика Эриксона, Джанет Гонсалес-Мена, Карла Роджерса и других. Каждый из них внес свой вклад в исследование этой проблемы, предлагая свои методы и подходы к формированию основ нравственного поведения.

Широко отражена тема в работах современных зарубежных и отечественных исследователей.

А.Э. Абдрахманов, исследуя теоретические аспекты нравственного поведения, считает потребности, интересы, способности, ценностные ориентации показателями уровня развития личности[1, с 112].

С.В. Колесова важным критерием эффективности формирования нравственного поведения считает наличие «нравственного опыта», того, что остается после нравственного взаимодействия и закрепляется в структуре личности воспитанника [12, с 33].

А.В. Подосичная период дошкольного возраста считает наиболее благоприятным для формирования основ нравственного поведения ребенка. Предлагает обратить внимание на то, что «развитие нравственных качеств ребенка идет неравномерно и наиболее сильнее развивается та сторона, которая наиболее задействована в сфере жизнедеятельности ребенка на данном этапе его жизни» [14, с 7].

Итак, проведенный литературный обзор определений исследуемого понятия, его выявленные критерии и характеристики, позволили нам остановиться на трактовании, данном Педагогической энциклопедией – «нравственное поведение – это поведение человека, соответствующее нравственным (моральным) нормам и принципам, сложившимся и принятым в обществе» [15, с1120].

Один из ключевых аспектов нравственного поведения включает привитие нравственных ценностей, таких как честность, уважение, ответственность и доброта. Важно помочь детям понять, что правильное поведение и уважение к другим людям являются основополагающими принципами нравственности.

Родители и педагоги играют важную роль в формировании основ нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста. Через образцовое поведение, воспитание сознательности и обучение эмпатии, можно способствовать развитию здоровых нравственных ценностей у детей.

Однако, следует помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие их нравственности может происходить в разном темпе. Важно создавать подходящую среду, где дети будут чувствовать себя уверенно и безопасно, чтобы они могли осваивать и внедрять положительные нравственные принципы в свою повседневную жизнь.

В возрасте, 5—6 лет у детей начинается осознание, необходимости соблюдение нравственных норм поведения и правил. Дети начинают их применять в общении к взрослым, не имеющим к ним непосредственной связи. Понимание, правил и норм поведения становится более глубоким обусловлено осознанием их действительного значения.

Изначально дети выполняют нравственные нормы только для поддержания положительных отношений со взрослыми, которые ожидают от них такого поведения. По мере того, как дети получают одобрение и похвалу за хорошее поведение, они начинают воспринимать соблюдение правил как нечто положительное и обязательное

Впоследствии дети начинают выполнять моральные требования не для того, чтобы получить одобрение взрослых, а потому что они сами понимают и осознают необходимость этих требований на основе собственного опыта.

В старшем дошкольном возрасте детям необходимо усвоить не только нормы (знания в области нравственности и внешнее соблюдение норм), но и саму природу отношений между людьми (их внутренний смысл и мотивы). Сначала дети узнают о нравственных нормах, которые становятся для них мотивами поведения, при условии соответствующего воспитания.

Знания о нравственных отношениях включают два аспекта [14, с. 8]: быть способным определить подходящие действия и оценить их как хорошие или плохие, и иметь представление о том, почему нужно поступать именно так, а не иначе в конкретной ситуации.

Формирование основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста – многогранный и достаточно трудоемкий процесс. Как и любой педагогический процесс, он может быть эффективным при соблюдении определенного ряда условий.

Создание педагогических условий:

1. Социальная среда и окружение ребенка старшего дошкольного возраста

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольника возраста.

3. Активность ребенка в усвоении основных нравственных норм поведения

4. Программное содержание видов деятельности

5. Профессиональная компетентность педагогов в рамках развития и усвоения основ нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста

6. Предметно, пространственная – развивающая среда дошкольной организации

Основным фактором в данном процессе является взаимодействие с близкими взрослыми и педагогами. Отношения и образцы поведения, данное ими детям, оказывают существенное влияние на формирование основ нравственного поведения.

Важными условиями для формирования нравственного поведения также являются создание эмоционально-комфортной атмосферы, установление четких правил и границ, поощрение этически правильного поведения и развитие самоконтроля. Для эффективного воздействия на развитие нравственности также следует развивать у детей эмпатию и ответственность за свои поступки.

А также главным, остается, то, что формирования основ поведения основывается не на страхе наказания, а мотивируется на бескорыстном отношении друг к другу, ценность совместной деятельности.

К первой категории методов формирование основ нравственного поведения относятся: воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра.

Во вторую категорию методов включены: беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения.

На основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что правильно подобранные педагогические технологии могут способствовать повышению эффективности формирования основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. В связи с чем, был осуществлен целенаправленный поиск педагогических технологий, способствующих духовно-нравственному развитию воспитуемых. Основным критерием поиска послужила возможность при применении педагогической технологии создания межличностной коммуникации субъектов учебно-воспитательного процесса на основе доверия, эмпатии, толерантности и взаимной ответственности.

Технологии, подобранные в результате поиска, объединяют аспекты, которые соответствуют требованиям гуманистической технологии. Эти технологии основаны на системе взаимодействия между субъектами, включают диалогическое общение и учитывают интересы, и субъективный опыт как педагогов, так и учащихся. Ни одна из сторон учебного процесса не использует насилие или принуждение для достижения своих целей, а все участники не испытывают негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, напряжение, стресс и т. д. При этом достигается высокий положительный результат.

С учетом отдельных характеристик и направленностей, к наиболее оптимальным гуманистическим технологиям относят:

  1. гуманно-личностную технологию Ш. А. Амонашвили;
  2. систему Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека;
  3. метод А. Г. Ривина (динамические пары);
  4. технологию обеспечения условий для осуществления детьми свободного выбора В. В. Зайцева.
  5. программы развития способности к ненасильственному взаимодействию в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (Т.Н. Икрянникова, Е.В. Ледянкина, А.Г. Маралова, Л.И. Скворцова, Г.У. Солдатова, М.А. Углицкая, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, Е.В. Шахторина, И.А. Фурманов) [54; 55].

Проведенный контент анализ технологий, на основе выявленного критерия, отражающего целевую направленность формирование основ нравственного поведения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что каждая из технологий может быть использована для развития нравственного поведения у детей 5-6 лет.

Таким образом, формирование основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста является многогранным процессом, требующим совместных усилий педагогов, родителей и общества в целом.

Список литературы

  1. АбдрахмановА.Э. Теоретические аспекты основ теории нравственного воспитания в Казахстане// Проблемы педагогики. – 2016. – № 5. – С.112-119.
  2. Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенк / В. В. Абраменкова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2005. – Вып. 1. – С. 103-113.
  3. Акинфиев С.И. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш.А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. ХХ в.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Акинфиев Сергей Ильич. – Пятигорск, 2001. – 219 с.
  4. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет // Педагогический поиск. Сост.: И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1987, с. 9-57.
  5. Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
  6. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 2013. 213 с.
  7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание детей в семье / Н.И. Болдырев. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1955. – 62 с.
  8. Воловикова М.И. Нравственная психология: современное состояние и перспективы исследований // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – Т. –3. –№ 2(10). – С. 6-29.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  10. Корепанова М.В., Куниченко О.В. Образ Я как механизм регуляции нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 21-25. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13574.htm (Дата обращения: 01.09.2023)
  11. Колесова С.В.Формирование опыта нравственного поведения ребенка // Вестник ПГГПУ. – 2017. – № 1. – С. 32-39.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений.,17-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. – 655 с.
  13. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – Люберцы: Юрайт, 2023. – 424 c.
  14. Подосичная А.В. Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении / А.В. Подосичная // Образование и воспитание. – 2017. – № 5 (15). – С. 7-10.
  15. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.Г. Панов. М.: Большая рос. энцикл, 1993. – 1160 с.
  16. Ситаров В.А. Ненасильственные технологии организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях / В.А. Ситаров// Проблемы педагогики и психологии. – 2012. – № 3. – С. 261-265.

Скачать файл