Воржева Данна Нурлановна
учитель начальных классов
КГУ "Школа-лицей №66"
Полынкова Надежда Анатольевна
учитель начальных классов
КГУ "Школа-лицей №66"
Саморегуляция, самоконтроль и самоорганизация является условием целенаправленной, интегрированной психики ученика. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля.
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 10.03.2024
Саморегуляция, самоконтроль и самоорганизация является условием целенаправленной, интегрированной психики ученика. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля.
Необходимо формировать у учеников начальной школы разные виды внимания. Произвольное внимание тесным образом связано с чувством ответственности, а это предполагает полное выполнение любого задания. Условия для формирования устойчивости внимания: особенность задания, степени трудности его выполнения, понятность данного задания, интерес ребёнка и его волевые качества. Самоконтроль и самоорганизация свидетельствуют о хорошем уровне сформированности внимания у ребёнка.
Нами на серии уроков математики, начиная с первого класса, применяется «Мозаика». Одинакового размера цветные карточки расчерчиваем на прямоугольники. На одном прямоугольнике пишем примеры, на другом – ответы. Каждая карточка имеет свой рисунок. Разрезаем карточки по линиям. Ищем правильный ответ к каждому примеру. Цвет карточки с примером и ответом не совпадают. Так заполняем всю таблицу. Если примеры решены верно, то на обратной стороне получится картинка. Это позволяет развить интерес и за короткий промежуток времени проверить каждого ученика. Ученик сам себя проверил.
Одним из способов саморегуляции и самоорганизации на уроках русского языка, являются комментированные упражнения. Каждому ученику необходимо вслух объяснить способ выполнения задания, проговорить своё действие. Это приучает слушать внимательно собеседника. Данный вид работы позволяет спланировать и самостоятельно осмыслить выполнение задания.
Так в 1 классе дети учатся:
- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем
Во 2 классе ученикам предлагается:
- сравнивать промежуточный результат с эталоном;
- перечислять последовательность действий и операций контроля;
- корректировать памятки;
- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
- осуществлять самопроверку по плану, который включает 3-4 пункта;
- участвовать в распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правил и определений.
В 3 классе ученики тренируются:
- сравнивать результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
- составлять проверочных заданий для самоконтроля;
- выполнять действий по инструкции с ограничениями;
- выполнять самопроверку по плану с отсутствующими звеньями;
- составлять модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
В 4 классе школьники упражняются:
- сличать результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
- определять состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;
- выполнять действия по общей инструкции;
- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
- самостоятельно корректировать план проверки;
- целенаправленно разрабатывать общий способ контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у обучающегося действия самоорганизации и саморегуляции. Для этого ученик должен овладеть пооперационным контролем: «выполняю», «проверяю», «куда посмотреть, если сомневаюсь», «выбираю задание». Для этого выполняем тесты на внимание, составление опорной схемы – коллажа.
Большей самостоятельностью учащихся отличается систематическая индивидуальная работа, которая является неотъемлемым звеном прошедшим и предстоящим уроками. При поиске путей совершенствования организации домашней работы обучающихся, необходимо ориентироваться на использование системы домашних заданий по выбору. Каждое из них включает, помимо теоретического материала, задания - которые соответствует обязательному уровню подготовки учащихся. Остальные задания подбираются так, чтобы их сложность постепенно нарастала. Обязательными для выполнения являются и задания, которые учащиеся выбирают по своему усмотрению. Меры поощрения за выполнение остальных заданий вырабатываются совместно с учениками. Такую организацию работы реализовываем на последней ступени начальной школы.
Саморегуляция как свойство личности приобретается в процессе развития. Мы рассматриваем, «развитие», как «изменение, но не количественное, а качественное и не любое, а только позитивное.
Самоорганизация является одним из основных качеств личности младшего школьника, развитие которого происходит в рамках учебной деятельности, с учетом психологических особенностей детей и под руководством педагога и родителей. Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень, который сформирован. При определении этого уровня учитываются следующие критерии:
1. Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.
2. Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.
3. Можно пользоваться также дополнительными критериями:
4. Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.
5. Оценка в баллах за выполненное задание.
Для определения степени сформированности навыка саморегуляции и самоорганизации школьников всегда пользуясь этими критериями и показателями, проанализировать их письменные работы и работу на уроках и полученные результаты распределить по соответствующим уровням.Список используемой литературы.
1. “Рациональная организация учебной деятельности” Бабанский Ю.К.;
2. “Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике” Бельтюкова Г.В.;
3. “Экспериментальное формирование внимания” Гальперин П.Я.;
4. “Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся” Лында А.С.