Навигация

Формирование навыков самоорганизации и саморегуляции и самоконтроля у обучающихся в начальной школе

Воржева Данна Нурлановна
учитель начальных классов
КГУ "Школа-лицей №66"
Полынкова Надежда Анатольевна
учитель начальных классов
КГУ "Школа-лицей №66"

Саморегуляция, самоконтроль и самоорганизация является условием целенаправленной, интегрированной психики ученика. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 10.03.2024


Фрагмент для ознакомления

Саморегуляция, самоконтроль и самоорганизация является условием целенаправленной, интегрированной психики ученика. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля.

Необходимо формировать у учеников начальной школы разные виды внимания. Произвольное внимание тесным образом связано с чувством ответственности, а это предполагает полное выполнение любого задания. Условия для формирования устойчивости внимания: особенность задания, степени трудности его выполнения, понятность данного задания, интерес ребёнка и его волевые качества. Самоконтроль и самоорганизация свидетельствуют о хорошем уровне сформированности внимания у ребёнка.

Нами на серии уроков математики, начиная с первого класса, применяется «Мозаика». Одинакового размера цветные карточки расчерчиваем на прямоугольники. На одном прямоугольнике пишем примеры, на другом – ответы. Каждая карточка имеет свой рисунок. Разрезаем карточки по линиям. Ищем правильный ответ к каждому примеру. Цвет карточки с примером и ответом не совпадают. Так заполняем всю таблицу. Если примеры решены верно, то на обратной стороне получится картинка. Это позволяет развить интерес и за короткий промежуток времени проверить каждого ученика. Ученик сам себя проверил.

Одним из способов саморегуляции и самоорганизации на уроках русского языка, являются комментированные упражнения. Каждому ученику необходимо вслух объяснить способ выполнения задания, проговорить своё действие. Это приучает слушать внимательно собеседника. Данный вид работы позволяет спланировать и самостоятельно осмыслить выполнение задания.

Так в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем

Во 2 классе ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном;

- перечислять последовательность действий и операций контроля;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, который включает 3-4 пункта;

- участвовать в распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правил и определений.

В 3 классе ученики тренируются:

- сравнивать результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составлять проверочных заданий для самоконтроля;

- выполнять действий по инструкции с ограничениями;

- выполнять самопроверку по плану с отсутствующими звеньями;

- составлять модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В 4 классе школьники упражняются:

- сличать результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

- определять состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;

- выполнять действия по общей инструкции;

- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- самостоятельно корректировать план проверки;

- целенаправленно разрабатывать общий способ контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у обучающегося действия самоорганизации и саморегуляции. Для этого ученик должен овладеть пооперационным контролем: «выполняю», «проверяю», «куда посмотреть, если сомневаюсь», «выбираю задание». Для этого выполняем тесты на внимание, составление опорной схемы – коллажа.

Большей самостоятельностью учащихся отличается систематическая индивидуальная работа, которая является неотъемлемым звеном прошедшим и предстоящим уроками. При поиске путей совершенствования организации домашней работы обучающихся, необходимо ориентироваться на использование системы домашних заданий по выбору. Каждое из них включает, помимо теоретического материала, задания - которые соответствует обязательному уровню подготовки учащихся. Остальные задания подбираются так, чтобы их сложность постепенно нарастала. Обязательными для выполнения являются и задания, которые учащиеся выбирают по своему усмотрению. Меры поощрения за выполнение остальных заданий вырабатываются совместно с учениками. Такую организацию работы реализовываем на последней ступени начальной школы.

Саморегуляция как свойство личности приобретается в процессе развития. Мы рассматриваем, «развитие», как «изменение, но не количественное, а качественное и не любое, а только позитивное.

Самоорганизация является одним из основных качеств личности младшего школьника, развитие которого происходит в рамках учебной деятельности, с учетом психологических особенностей детей и под руководством педагога и родителей. Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень, который сформирован. При определении этого уровня учитываются следующие критерии:

1.    Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.

2.    Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.

3.    Можно пользоваться также дополнительными критериями:

4.    Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.

5.    Оценка в баллах за выполненное задание.

Для определения степени сформированности навыка саморегуляции и самоорганизации школьников всегда пользуясь этими критериями и показателями, проанализировать их письменные работы и работу на уроках и полученные результаты распределить по соответствующим уровням.Список используемой литературы.

1. “Рациональная организация учебной деятельности” Бабанский Ю.К.;

2. “Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике” Бельтюкова Г.В.;

3. “Экспериментальное формирование внимания” Гальперин П.Я.;

4. “Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся” Лында А.С.


Скачать файл