Навигация

Активные методы обучения как средство повышения мотивации к изучению географии

Хикметова Гульмира Кайратовна
учитель географии
КГУ “Специальная школа-интернат №1”

В статье освещены методы обучения, активирующие учебно-познавательную деятельность учащихся с нарушением зрения. Примеры заданий, приведенные в содержании статьи, повышают учебную мотивацию учащихся.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 27.04.2024


Фрагмент для ознакомления

Недостаток зрительного восприятия затрудняет учебно-познавательную деятельность учащихся, следовательно, низкая мотивация к обучению. С целью повышения мотивации учащихся с нарушением зрения, на уроках географии использую активные методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает не только получение знаний, но и формирование навыков. Для детей с нарушением зрения особенно важны умения работать в парах, группах, коллективе. Поэтому, на уроках географии использую приемы работы, способствующие формированию, прежде всего, коммуникативных компетенций учащихся.

Например, в 7 классе по теме «Классификация природных ресурсов» учащиеся в группах составляют «Круги Эйлера»:

В 8 классе при изучении темы «Классификация горных пород и минералов» учащиеся в парах собирают мозаику:

Учащиеся 9 класса, используя прием «ПОПС – формула», рассуждают на тему «Научно-техническая революция». Учащиеся делятся на группы и аргументируют «плюсы» и «минусы» НТР:

П - позиция

О - обоснование

П - примеры

С – следствие, вывод

Учащимся с нарушением зрения трудно запоминать географическую номенклатуру. Позволяют решить данную проблему интерактивные задания, которые можно создавать на образовательных платформах LearningApps.org, Online Test Pad и Joyteka. Для выполнения таких заданий слабовидящие и незрячие учащиеся объединяются в пары и оказывают взаимопомощь.

Учащиеся справляются с заданиями за 5-10 минут, тем не менее интерактивные задания необходимо использовать дозированно. Географические квесты, паззлы, игра «Кто возьмет миллион?» и другие интерактивные задания помогают повторить и закрепить полученные знания, повышают интерес к изучению предмета. Также повышению мотивации к обучению и формированию ключевых компетенций способствуют проектная деятельность и создание макетов. Учащиеся выполняют мини-проекты на такие темы, как «Половозрастной и национальный состав учащихся школы», «Мой проект миграционной политики», «Достопримечательности родного края», «Создание макета благоустройства территории школы» и т. д.

Так как для детей с нарушением зрения недостаточно дидактических материалов и рельефных карт, мы создаем их сами. Например, из бытовых отходов (картон, пластиковая посуда, полиэтиленовые пакеты) сделаны макет вулкана, модель речной системы и физическая карта Казахстана.

Для обучающихся эффективным является тот урок, который насыщен интересными заданиями, предполагает взаимодействие с одноклассниками, создание какого-то общего продукта – предмета гордости учеников. Применение активных методов обучения обеспечивает организацию образовательного процесса, направленного на достижение высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную деятельность.

Источник:

  1. «Daryn.online» - «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы» - Н. Габдушева

Скачать файл