Навигация

Эффективность формирования функциональной грамотности в современном образовании

Селях Лидия Юрьевна
учитель химии
КГУ "ОШ №16 отдела образования г. Костанай"

В статье освещены вопросы формирования функциональной грамотности у учащихся при обучении в школе. Автор рассматривает виды функциональной грамотности и их значение для подготовки учащихся к жизни . В данной работе приводится практическое формирование естественно-научной грамотности на уроках химии, биологии, географии с помощью разработанных контекстно-ориентированных заданий творческой группой учителей данной школы.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 05.04.2023


Фрагмент для ознакомления

В современном, быстро развивающемся обществе, в век технологий и прогресса, необходимо обучение учащихся, обладающих функциональной грамотностью. Целью современного образования является формирование естественно-научного представления об окружающей действительности, протекающих процессах и явлений, адаптации учащихся в жизненных ситуациях. Одной из важных направлений для реализации данной цели является формирование функциональной грамотности при обучении в школе.

Функциональная грамотность поможет учащимся решать жизненные ситуации в различных сферах деятельности, применяя полученные на уроках знания и умения на практике.

Для современной системы образования Казахстана актуальной становится проблема формирования функциональной грамотности при проведении уроков различного цикла. Функциональную грамотность необходимо формировать при изучении всех школьных дисциплин на протяжении всего периода обучения в школе в разнообразных её проявлениях:

цифровая грамотность, естественно-научная грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, культурная, гражданская грамотность

языковая грамотность. Большая часть подрастающего поколения проводят своё свободное время в играх и информациях различного вида, что способствует иногда искажённому представлению картины реальных событий в мире. Цифровая грамотность способствует развитию у учащихся, максимально используя все разновидности современных информационных источников и все типы предоставляемой ими информации, умения анализировать и отбирать необходимую информацию на предмет её пригодности к дальнейшему использованию в практической деятельности.

Математическая грамотность поможет учащимся осуществлять анализ и прогноз различных событий и явлений. Финансовая грамотность будет способствовать принятию самых смелых и ответственных решений в различных денежных операциях финансового рынка. Читательская грамотность позволяет извлекать из всех видов получаемой информации важную в данной жизненной ситуации информацию. Гражданская и культурная грамотность необходима учащимся для их успешной самореализации в демократическом обществе и межкультурной коммуникации. В последнее время в мире наблюдаются глобальные преобразования, которые требуют соответствующей лабильности и функциональной грамотности подрастающего поколения. В совокупности перечисленные виды функциональной грамотности будут способствовать подготовке учащихся к различным жизненным ситуациям. Целью современного образования является формирование естественно-научного представления об окружающей действительности, протекающих процессах и явлений, адаптации учащихся в жизненных ситуациях. Основной причиной слабых результатов казахстанских обучающихся в международных исследованиях PISA,MODO является отсутствие у них способности использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям. «Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотности школьников является решение практико-ориентированных задач»[2]

Методическое учебное пособие «Сборник контекстно- ориентированных заданий по развитию естественно -научной грамотности для учащихся 8-9 классов», разработанный творческой группой учителей КГУ «ОШ № 16 отдела образования г. Костанай» Управления образования акимата Костанайской области: Ким А.И., Селях Л.Ю., Узингер В. В., Шаловой Г.Б., Дерляин В.Е., Кадыровым Д.К., при системном использовании, будет способствовать формированию функциональной грамотности у учащихся. Настоящий сборник представляет собой подборку контекстно – ориентированных заданий (КОЗ), направленный на развитие естественно – научной грамотности.

Задания составлены по различным уровням сложности, с целью подготовки 15-летних учащихся к жизненным ситуациям. Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности является концепция современного международного исследования PISA, результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.

Данный сборник может быть полезен учителям биологии, географии и химии, а так же ученикам 8-9 классов при подготовке к PISA.

Эффективность формирования функциональной грамотности в современном образовании проявляется в формировании тех или иных типов деятельности у учащихся, способствующих их подготовке к реальным жизненным ситуациям в различных областях. По мнению Алексея Алексеевича Леонтьева, доктора психологических наук и доктора филологических наук, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[2]

Задача педагогов состоит в том, чтобы направить свою деятельность на формирование функциональной грамотности, в различных её проявлениях, подготовке учащихся к жизни в постиндустриальном информационном обществе. В связи с тем, что мы живем в эру глобализации и век непредсказуемых перемен, наши учащиеся должны быть конкурентоспособными в современном мире.

Современное образование должно способствовать социализации личности, активному вовлечению учащихся во все сферы жизнедеятельности и их саморазвитию.

Список используемых источников.

1.Крылова О.В. Функциональная грамотность школьников: что это и как её развивать/ Под общей редакцией О. В. Крыловой [Электронный носитель]. https://school.kontur.ru/publications/2374

2.Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов [Текст] /Панарина Л.Ю., Сорокина И.В. Смагина О.А. Зайцева Е.А Под общей редакцией Л.Ю. Панариной., И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019

3.Ситуационные задания по химии. 8-11 класс [Текст] / под общ. ред. Пичугиной Г.В. -Москва, «Вако», 2014

4 Формирование функциональной грамотности на уроках химии/ Под общей редакцией Пенкиной З Н [Электронный носитель]. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/485413-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-uro

5 Формирование функциональной грамотности на уроках химии/ Под общей редакцией Печниковой Г.В. [Электронный носитель]. http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf

6 Химия для всех [Электронный носитель]. http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html


Скачать файл