Навигация

Проектно-исследовательская деятельность дошкольника

Ионова Татьяна Николаевна
воспитатель
Мини-центра "Солнышко" при КГУ "Петровская СШ"

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 27.05.2024


Фрагмент для ознакомления

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, — это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.

Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

В своей работе по экологическому воспитанию педагоги сталкиваются с рядом противоречий:

- между фронтальными формами обучения и воспитания детей с индивидуальным темпом познавательной деятельности каждого ребенка.

- между необходимостью дифференциального подхода к обучению, воспитанию, развитию ребенка дошкольного возраста и единообразии содержания типовой программы.

- между методологическими подходами традиционной программы и социальным заказом.

Педагогические наблюдения подтвердили, что ребенок обучается лучше:

- при наличии в группе достаточного количества различных учебно-игровых материалов, которые позволяют детям взаимодействовать с ними при помощи наиболее развитых органов чувств и широко развивают их компетенцию;

- при обеспечении возможности свободного выбора детьми материалов, видов деятельности, партнеров по совместной деятельности и всего другого, что и делает обучение личностно ориентированным;

- при сочетании в равной степени интересов детей и требований учебно-воспитательного плана;

- при замене фронтального способа организации образовательного процесса на индивидуально–групповой, позволяющий каждому ребенку внести вклад в процесс обучения, а педагогу и сверстникам – учесть этот вклад;

- при использовании игровых форм обучения;

- если существует заинтересованность родителей и тесное их взаимодействие с педагогами.

Опираясь на разработанную программу «Мы», становится ясно одно чрезвычайное обстоятельство гибели природы, есть не что иное, как следствие, страшный результат более глубокого разрушения – личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру, как общему состоянию. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.

Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.

Для того чтобы личность ребенка развивалась, чтобы он становился «субъектом собственной жизни», ему необходимо овладевать средствами и способами взаимодействия с миром: средствами и способами познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и Здоровья, общения с миром, его оценивания в соответствии с этими законами.

Задачи

• Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);

• Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

• Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

• Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.

Новизна опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Направление потребовало новых методов и приемов работы с детьми, которые позволили бы заинтересовать воспитанников, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а также имели возможность усложнения.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Основные принципы, которые легли в основу опыта:

Принцип учёта возрастных особенностей детей;

Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;

Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;

Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;

Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;

Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.

Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой;

На основании результатов данного исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, которая направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 - 7 лет.

Проект как эффективный инструмент развития познавательного интереса у детей развивается через игру - самую притягательную для дошкольников деятельность.

После кризиса трех лет ребенок оторвался от непосредственного смысла предметов и шагнул в двойной мир - у него появилось воображение - центральное новообразование дошкольного возраста, столь необходимое для развития игровой деятельности и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры, пик, развития которой приходится на старший дошкольный возраст. Именно это новообразование дошкольного возраста делает возможным развитие проектной деятельности как деятельности предвосхищающей и проектного мышления как способности вообразить (предвосхитить) желаемый результат и пошагово двигаться к его достижению (продукту).

Для того чтобы возник проект, необходима коллективная игровая проблемная ситуация, которая «захватила» бы всех. Когда у ребенка есть игровая проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, происходящими в детском саду, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи, товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов», во время презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.

Инновационно-профессиональная деятельность

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

• комплексные тематические занятия;

• интеграция:

- полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);

- частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изо деятельности).

• метод проектов:

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, — вот главные аспекты работы педагога с детьми. Необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива.

Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.


Скачать файл