Навигация

Методические рекомендации учителям-дефектологам по формированию знаний у детей младшего школьного возраста с умеренными интеллектуальными нарушениями на уроке счет

Жанат Инкара Нурлановна
учитель-дефектолог
КГУ "Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями" Управления образования акимата Костанайской области

В данной статье представлены рекомендации по формированию знаний на уроках счет в специальной школе. Рекомендации могут быть использованы дефектологами в работе с детьми младшего школьного возраста. Статья включает себя виды заданий по счету.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 04.06.2024


Фрагмент для ознакомления

Формирование вычислительных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями начальных классов остается одной из главных задач начального обучения, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении. При обучении счету учащихся со ССД следует учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характер механического заучивания. Знания, получаемые учащимися, должны быть осознанными.

Вычислительные навыки успешно формируются у учащихся при создании в учебном процессе определенных условий. Процесс овладения вычислительными навыками довольно сложен: сначала ученики должны усвоить тот или иной вычислительный прием, а затем в результате тренировки научиться выполнять вычисления. На всех стадиях формирования вычислительных навыков решающую роль играют упражнения на применение вычислительных приёмов. Важно, чтобы было достаточное число упражнений, чтобы они были разнообразными как по числовым данным, так и по форме. Проведение устного счёта в начале урока активизирует мыслительную деятельность, развивает память, внимание, автоматизирует навык.

Далее я хочу представить виды заданий, которые я использую на уроках счета при работе с детьми.

При изучении нумерации в пределах 10 для того, чтобы познакомить учащихся с образом цифр я использую карточки с предметными изображениями.

Важно, чтобы карточки были достаточно крупного размера для того, чтобы ученик мог видеть образ цифры, мог посчитать количество предметов и соотнести с цифрой. Также для того, чтобы сформировать у ребенка умение узнавать определенную цифру среди других  я использую карточки на поиск цифр:

При обучении письму цифр я использую прописи, обводки.

Сейчас огромное количество прописей, которые можно распечатать из интернета. Однако существуют общие правила математической каллиграфии, которые стоит выучить в первую очередь. Ширина цифры равна половине клетки. Высота цифры равна высоте клетки. Цифра касается клетки в трех местах: справа, сверху и снизу. Вот прописи, которые использую я:

Для закрепления знания цифр и их последовательности я применяю задания на восстановление рисунка по точкам. Учащемуся нужно будет соединить точки с цифрами между собой по порядку до 10, это задание можно выполнять как с опорой на числовой ряд так и без.

Начиная обучение счету, как правило, мы начинаем с самого простого счетного материала: камушки, фигурки (животные, овощи и т.д.), счетные палочки, геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и т.п. Главное, чтобы счетный материал был ярким, красочным, экологически чистым. Также я использую в своей работе яркие предметные карточки для формирования и отработки навыков количественного счета.

При формировании умения складывать и вычитать я использую счетные палочки, присчитывая и отсчитывая сначала по 1, потом по 2, счёт по линейке, также счет с опорой на предметы, например карандаши, фигуры, игрушки и т.д, а также использую карточки.

Данные задания я рекомендую использовать на занятиях с детьми с умеренными интеллектуальными нарушениями для того, чтобы облегчить процесс формирования вычислительных умений.


Скачать файл