Муратова Ирада Ибрагим кзы
преподаватель
НАО СКУ им. М.Козыбаева
В статье рассматривается проблема развития эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР). Раскрывается понятие общее недоразвитие речи и развитие эмоционально-личностной сферы у детей с общим недоразвитием речи.
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 12.07.2021
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании», всем детям гарантировано право на воспитание, развитие и образование в соответствии с их индивидуальными возможностями. Положения, которые отражены в данном документе относятся и к категории детей с патологией речи.
В настоящее время обнаружен рост детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение речи, в том числе общее недоразвитие речи.
ОНР – это сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Общее недоразвитие речи появляется при системных, наиболее сложных нарушениях реяи- афазии и алаллии. Также оно отмечается при фонационных расстройствах (ринолаллии и дизартрии), в этом случае диагностируются не только нарушение фонетической стороны речевого развития, но одновременно с этим и недостаточность фонематического восприятия и лексико- грамматической стороны речи
В наши дни одной из приоритетных задач в сфере образования – улучшение качества психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В связи с тем, что число детей с нарушениями речевого развития, в том числе с общим недоразвитием речи, увеличивается, есть затруднения в адаптации детей в школе из-за дефекта речи.
Характерной особенностью при речевых нарушениях являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Отмечу, что ребенку с нарушением речи присущи те же эмоции и чувства, что и детям с нормальной речью, но у ребенка с нарушением речи все же нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира. Переживание и понимание дефекта речи как отличие себя от детей с нормальной речью, занимают особое место в появлении тяжелых эмоциональных состояний у данной категории детей. Можно выделить следующие симптомы нарушения эмоциональной сферы: обидчивость, появление негативизма по отношению к себе, пониженная наблюдательность, замкнутость, агрессивность, неуверенность в себе, трудности коммуникации с ровесниками, окружающими взрослыми и налаживание контакта с ними.
Понимание того, как работают механизмы освоения ребенком помогают сформировать адекватное представление о состоянии эмоционально-личностной сферы, взаимосвязи и взаимовлиянии ее с речью, ходе ее развития. Так же это имеет огромную важность в практическом отношении, так как помогают поиску психологических оснований практической коррекционно-развивающей работы с ребенком.
На протяжение всей жизни на основе предпосылок генетики и среды формируются свойства и эмоциональные особенности.
К этим особенностям относятся его эмоциональная рективность, аффективность, общий эмоциональный тонус, эмоциональная стабильность, возбудимость, внешняя выраженность и экспрессивность эмоциональных реакций. Зависят они в большинстве своем от типа высшей нервной деятельности человека.
В зависимости от воспитания эти эмоциональные особенности могут быть изменены в значительной степени. Человек учится контролировать непосредственные эмоциональные проявления, часто прибегает к их имитации и маскировке, формирует эмоциональную устойчивость, умение преодолевать трудности, терпимость. Конечно, в одинаковой степени это удается не всем. У одного ребенка эмоциональна устойчивость сочетается с большой эмоциональной возбудимостью, у другого эмоциональная возбудимость приводит к потере самоконтроля, эмоциональным срывам. Бывает, что эмоциональная сфера у некоторых людей крайне ограничена. Тогда возможны эмоциональные аномалии- эмоциональная бесчувствительность.
Предупреждение нарушений речи помогает преодолеть препятствия для получения знаний, гармонично развить творческий тип личности. Цель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с общим недоразвитием речи – создание психологических условий для успешного обучения и нормального развития детей.
Отмечу, что в младшем школьном возрасте происходит активное развитие способностью управлять эмоциями. На раннем этапе они подчиняются мышлению, становятся более осмысленными, дети способны усваивать различные нормы поведения и способы действия, соотносит свои результаты деятельности с целями и результатами других, ребенок усваивает различные нормы поведения и способы действия.
Младшего школьника с ОНР отличает особенности поведения, которые вызваны раздражительностью, негативизмом, замкнутостью и другими отрицательными чертами характера. Закономерностью становится своеобразие психики ребенка с нарушениями речи, отражаются они трудностями в общении с сверстниками и неудачами в учебе. Такие дети часто отвлекаются в работе, где необходимо участие речи, быстрее утомляются.
Я считаю важным научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние, выражать негативные эмоции приемлемыми способами, снимать эмоциональное напряжение.
В наши дни актуальным направлением психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательной организации является создание психолого-психологических условий для успешного обучения и воспитания лиц с различными нарушениями, в том числе и нарушениями речи.
Литература:
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года. №319-III, http:// moi-mir.kz/ral/zakon-rk-ob-obrazovanii
Вовненко К. Б. Особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. канд. псих. Наук. – Нижний Новгород, 2010. – 22 c.
Галушко И. Г. Формирование эмоционально-личностной готовности ребенка к процессу обучения в начальной школе. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 76–80.
Детская логопсихология / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение., 2003. 153 с.
Длимбетова. Г.К., Досмухамбетова. А.А. Развитие. личностных качеств у школьников // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 790-796.