Навигация

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры

Бутакова Наталья Александровна
воспитатель
Мини-центра при КГУ "Средняя школа №9"

В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но, поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия, - важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности. От того насколько развивается логическое мышление у ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть успешность освоения программы школьного обучения. Ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.


Скачать файл

Рубрика: Рубрика не выбрана... Дата: 24.08.2021


Фрагмент для ознакомления

Логико-математические игры имеют важнейшее значение для интеллектуального развития ребёнка. Игра, помогает нам, педагогам, создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления. Через игровую деятельность ребёнок познает мир: узнает свойства и характеристики окружающих его предметов, осваивает социальные роли и учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретает навыки и подтверждает свою состоятельность.

Основной целью деятельности является всестороннее развитие ребёнка – развитие его мотивационной сферы, индивидуальных и творческих способностей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, его интересов, способностей и потребностей.

В настоящее время актуальность игры возрастает из-за перенасыщенности информации современного ребенка. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но, поскольку эти источники являются в основном материалом для пассивного восприятия, важной задачей обучения дошкольников является развитие навыков самооценки и отбора полученной информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развить такие навыки помогает игра, которая служит своего рода практикой использования полученных детьми знаний на занятиях.

Успешность усвоения школьной программы будет зависеть от того, насколько развито логическое мышление ребенка в дошкольном возрасте. Ребенку нужно не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, угадывать, проявлять умственное напряжение.

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мышлении, поиске способов действия, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать для детей привычкой. Сообразительность, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, долгое время практиковаться в трансформации фигур, перемещении палок или других предметов по заданному шаблону, в соответствии с их собственным дизайном. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: развивается самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, развиваются конструктивные навыки. В процессе решения задач на смекалку, игры в головоломки дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, угадывать в поисках результата, проявляя при этом творческий потенциал. Эта работа активизирует не только умственную деятельность ребенка, но и развивает в нем качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она предназначена, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего маскируется занимательным сюжетом, внешними данными, состоянием задачи и т. д. Мысленное задание: составить фигуру, изменить, найти решения, угадать число - реализовано посредством игры, в игровых действиях. Это, на мой взгляд, особенно актуально, так как в настоящее время обществу требуется поколение молодых людей с такими личностными качествами, как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Дети очень активны в восприятии задач - шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут путь решения, который приводит к результату. В том случае, когда ребенку доступно занимательное задание, у него вырабатывается положительное эмоциональное отношение к нему, что стимулирует умственную деятельность. Ребенка интересует конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразить, что его увлекает. Приступая к развитию ребенка через игры, мы хотим, чтобы ребенок не просто играл, а учился думать, находил нестандартное решение предложенных задач. Чтобы действительно научиться решать любую интеллектуальную задачу, ребенку, прежде всего, необходимо понимать, а не запоминать, о чем идет речь.

В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую головоломки, такие как: «Яйцо Колумба», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Лист», «Пилот». и др. В основе игр лежат учебно-развлекательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мышления, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалку и смекалку. Воплощая идею Л.С. Выготского о том, что «хорошо только учеба, которая «опережает» развитие ребенка», я постаралась сосредоточиться не на достигнутом детьми уровне, а забежать немного вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для усвоения материала. Интеллектуальная работа очень сложна и, учитывая возрастные особенности детей, я понимаю, что основной метод развития - это поиск проблем, а основная форма организации деятельности детей - игра.

Мировые головоломки или геометрические конструкторы - эффективное средство развития умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, комбинаторные навыки, сообразительность, изобретательность, находчивость и сенсорные способности.

Все головоломки представляют собой разные геометрические фигуры, разделенные на части. Результат игры - изображение плоского силуэта. Он условный, схематичный, но изображение легко угадывается по основным характерным признакам объекта, его структуре, пропорциональной соотношению частей и формы. Суть игры - построить на плоскости нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.

Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей нужно знать, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра. С детьми нужно «играть» в математику. Но обучение математике немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.

Опыт наглядно показывает, что при использовании логико‐математических игр для непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, успешно развиваются творческие и интеллектуальные способности детей, их воображение, логическое мышление. Также повышается уровень знаний и элементарных математических представлений детей.

Библиографический список источников и литературы

1. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 2013. 192 с.

2. Блинская Е.М., Фалунина Е.В. Использование логико-математических игр в работе с дошкольниками // Труды Братского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2015. С. 31-36.

3. Блинская Е.М., Фалунина Е.В. Обоснование разработки комплекса дидактических игр к образовательной программе по математике для дошкольников // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. I-ой Всерос. науч.- практической конф. с междунар. участием. Якутск., 2015. С. 83-86.

4. Блинская Е.М., Фалунина Е.В. Роль дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. I-ой Всерос. науч.-практической конф. с междунар. участием. Якутск, 2015. С. 86-90.


Скачать файл