Навигация

Вовлечение педагогического коллектива в процесс интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостную педагогическую систему школы

Ким Ольга Георгиевна
учитель самопознания
Школы "Лицей "Туран"

В данной статье описана деятельность творческой проектной группы учителей работающих над научно-методической проблемой по теме «Вовлечение педагогического коллектива в процесс интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостную педагогическую систему школы». Представленный материал раскрывает теоретические вопросы, дает возможность поделиться положительным практическим опытом в нравственно-духовном становление учащихся, граждан и патриотов своей страны.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 17.09.2022


Фрагмент для ознакомления

Весь образовательный процесс должен быть пронизан уважением

к личности и способствовать ее нравственному развитию.

Ш.А. Амонашвили

Вопросы нравственно-духовного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Современная ситуация в мире очень ясно показывает, что наука без духовности, образование без совершенствования характера, знания без нравственности, наносят большой вред обществу, особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жесткость и насилие, проблема нравственного-духовного воспитания становится все более актуальной. Нравственно-духовное развитие учащихся занимает ведущее место в формировании таких ключевых компетенций, как умение определить свою жизненную позицию, выстраивать позитивное отношение к себе, к людям и окружающему миру, проявлять гражданственность и патриотизм.

Нравственно- духовное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Говоря о нравственно- духовном воспитании школьника, необходимо четко представлять, какие нравственно- духовные качества должны взрослые формировать в детях. Важно, чтобы нравственно- духовная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни и пронизывала всю жизнь учащихся нравственным содержанием.

Именно поэтому в организации образовательного процесса школы, одной из ключевых задач является ведение целенаправленной работы по нравственно-духовному и патриотическому воспитанию, формированию политической и правой культуры. Для решения этой важной и ключевой задачи в учебно-воспитательном процессе, была создана творческая проектная группа учителей для работы над научно-методической проблемой по теме «Вовлечение педагогического коллектива в процесс интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостную педагогическую систему школы».

Цель работы группы: Содействовать работе педагогов школы по созданию целостной воспитывающей среды, способствующей нравственно-духовному развитию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности через содержание школьных предметов, воспитательных мероприятий и сотрудничества с семьей.

В реализации этой цели группа поставила перед собой следующие задачи:

  • обобщить представления педагогов школы об общечеловеческих ценностях;
  • способствовать формированию у педагогов интеграции ценностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс;
  • обратить внимание педагогов на метапредметную роль «Самопознания» в образовании учащихся;
  • применение на практике полученных знаний на уроках и внеклассной деятельности;
  • обмен опытом по средствам проведения научно-практических семинаров, мастер-классов и публикаций в периодических изданиях.

В начале учебного года участники творческой проектной группы приняли участие в Республиканском вебинаре на тему «Школа самопознания для родителей: поиск, творчество, мастерство педагогов», организованный Национальным институтом гармоничного развития человека. На вебинаре был представлен успешный опыт вовлечения родителей организаций образования в реализацию Программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

«Школа самопознания для родителей: пути и формы организации деятельности» – тема доклада о том, какая работа ведётся по интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостную педагогическую систему школы. Важным аспектов этой деятельности является работа с семьёй ученика, поскольку именно в семье закладываются нравственные ориентиры личности ребёнка. Доклад «Родительское собрание как форма вовлечения родителей в реализацию Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» был подготовлен З.Ш. Коваленко совместно с О.Г. Ким, (учителем самопознания, руководителем творческой проектной группы, занимающейся решением проблем интеграции Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостную педагогическую систему школы). З.Ш. Коваленко поделилась практическим опытом проведение родительских собраний в интерактивной форме. Она подчеркнула, что применение интерактивных методов в работе с родителями создает атмосферу продуктивного диалогового взаимодействия по решению проблем, конфликтных ситуаций, позволяет найти общие точки соприкосновения между родителя. Именно такое взаимодействие родителей способствует сплоченности родительского коллектива, создает доброжелательную атмосферу, любой диалог проходит более эффективно, кроме того, появляется нравственно-духовное взаимообогащение. Применение интерактивных методов в работе с родителями позволяет повысить интерес к родительскому собранию, стимулировать понимание родителями важности нравственного воспитания детей.

В рамках реализации научно-методической темы творческая проектная группа ставила одной из задач своей работы обратить внимание педагогов на метапредметную роль «Самопознания» в образовании учащихся, так как, предмет «Самопознание» в полной мере выполняет функцию метапредмета: во-первых, способствует созданию целостного и гармоничного образа мира, а во-вторых, обеспечивает гармоничное развитие самого человека (в единстве интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер, а также сферы саморегуляции в различных видах деятельности). Для эффективной реализации этой задачи был проведен научно-практический семинар «Метапредметные результаты как одна из основных целей образовательной деятельности педагогов школы». Руководитель проектной группы педагогов, работающих над темой «Вовлечение педагогического коллектива в процесс интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостную педагогическую систему школы», О.Г. Ким в своем докладе, акцентировала внимание, на то, что цель образования заключается в воспитании человека- созидателя, человека совершенного характера, живущего в единстве мыслей, слов и дел. Достижение данного положения в развитии личности возможно при условии, когда приоритетное место в образовательной системе школы отдается нравственно-духовному развитию учащихся. Поэтому, педагоги школы через содержание школьных предметов, воспитательные мероприятия должны соблюдать взаимосвязь целей, тематического содержания, приемов, форм и методов обучения с нравственно-духовным воспитанием учащихся. В ходе семинара учителя выполняли практические и творческие задания, ориентированные на расширение теоретических и практических знаний в метапредметном подходе обучения, способствующих формированию целостного и гармоничного развития учащихся.

Специфической особенностью процесса интеграции нравственно-духовного образования следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Сложно решить важную педагогическую задачу, зная лишь о воспитательном содержании урока – о тех ценностях, которые нужно прививать детям, о связанных с этими ценностями знаниями, отношениях, опыте проведения, которые учащийся может приобрести на уроке. Как бы хорошо не было прописано ценностное содержание воспитания, этого недостаточно. Как бы тщательно не его основе ни отбирался воспитывающий компонент содержания программ учебных предметов, сам по себе он мало что будет значить. Какие бы перечни, осваиваемые ребенком норм, традиций, знаковых для нашего общества имен, символов, событий не составлялись, они не станут «работать». Не мало примеров того, когда воспитание сводится к морализаторству, когда важные для воспитания темы начинают «забалтываться», делая их скучными и тривиальными, когда даже значимые для общества ценности начинают навязывать детям так, что вызывает отторжение. Итак, знать содержание воспитания, которое необходимо на уроке, недостаточно для полноценной работы. Перед педагогами возникает множество вопросов в понимание того, как его реализовать, как «донести» это содержание до ребенка? Что необходимо делать учителю? Какие условия должны быть им созданы на уроке? Когда школьное воспитание становится результативным? Когда ценностно-ориентированная коммуникация учителей и учеников становится действенной? Когда наши слова и поступки оказывать наибольшее влияние для школьников?

Для обсуждения возникших у педагогов вопросов и выработки рекомендаций для результативного воспитания в формировании у учащихся ценностно-смысловых приоритетов, руководитель проектной группы О.Г. Ким совместно с заместителем директора по НМР провели научно - методический семинар: «Современные подходы к формированию ценностно-смысловых приоритетов у школьников». Ким О.Г. познакомила участников семинара с современными подходами результативного воспитания, позволяющими сделать уроки не только личностно развивающими, но и воспитывающими. Педагогу для решения этой задачи необходимо реализовать следующие действия.

Во-первых, постараться установить уважительные и доверительные отношения со своими учениками.

Во-вторых, постараться увлечь ребенка совместной деятельностью на уроке.

В-третьих, постараться наполнить коммуникацию на уроке ценностно- ориентированным содержанием.

Все три педагогические условия и все три упомянутые действия учителя, направлены на их создание, составляют единую систему.

Доверительные отношения.

Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, пожалуй, самый проблемный в современной школе. К сожалению, некоторые учителя полагают, что установление таких отношений – не самая важная педагогическая задача. Есть будто бы задачи и поважнее, и для их решения достаточно обычных функциональных отношений со школьниками, т.е. отношений регламентированными правилами внутреннего распорядка школы, отношения между людьми, выполняющими определенные функции. Например, функции обучающего и обучаемого, классного руководителя и ученика руководимого им класса. Такие отношения, безусловно, важны, так как поддерживают порядок и дисциплину в школе. Но для воспитания этого мало. Дело в том, что на развития личности ребенка в большей мере влияют те люди, с которыми он чувствует общность. А современный школьник переживает свою общность с самыми разными социальными субъектами – индивидами или группами, реальными или виртуальными. Все вместе они образую социальную сеть, которую социологи называют «эго-сетью» конкретного человека. Эта сеть может включать в себя родственников, друзей, одноклассников, учителей, партнеров, соседей, героев кинофильмов, мультфильмов, прочитанных книг или компьютерных игр, действующих сегодня или в прошлом, реальных или выдуманных. Взаимодействуя с каждым из них, ребенок включает коммуникацию с носителями не только различных, но иногда даже противоречащих друг другу ценностей. Ребенку адресуют сообщения, содержащие в себе различные толкования истины, добра, красоты и т.д. В тех или иных жизненных ситуациях, в которых оказывается ребенок, может происходить своеобразное «переключение» между этими сегментами сети. И тогда его чувство общности с одними субъектами социальной сети будет усиливаться, а с другими ослабевать, он будет координировать свое поведение в большей мере с одними партнерами, и меньшей с другими. Но все они в той или иной мере будут оказывать влияние на его личностное развитие. Именно поэтому нам и нужно стараться стать частью этой сети, стать тем взрослым, с которым ребенок будет чувствовать свою общность, стать значимым, интересным – благодаря своим увлечениям, знаниям, профессионализму, характеру, своей незаурядности. Лучше всего сказал об этом В.А. Караковский: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Самое плохое, когда учитель «пирожок ни с чем».

Незаурядность учителя – это своеобразная верхушка айсберга, видная издалека и привлекающая внимание детей. В статье П.В. Степанова д.э.н. заведующего лабораторией развития личности, «Института стратегии развития образования РАО», «Организация воспитательной деятельности» приводится перечень качеств, которыми по мнению современных школьников, должен обладать, учитель, открывается (как, наверное, и столетие назад) – добротой. Ребенку важно, чтобы в отношениях с учителем ему было психологически комфортно, чтобы не унижали, не оскорбляли, не относились к нему снисходительно-равнодушно. Для него крайне важно общение на самые разные интересующие его темы – общение неформальное, нерегламентированное, простое общение, которое обычно возникает между людьми в процессе совместной деятельности.

Увлеченность интересной деятельностью.

Постараться увлечь ребят совместной деятельностью, конечно, это совсем не просто.

Это второй из важнейших компонентов методики воспитания. Значимость его очевидна, ведь хорошо известно, что личность развивается только в деятельности. Причем для воспитания важна именно совместная деятельность ребенка и педагога, ребенка и других школьников. Поэтому важно создать благоприятные условия для развития личности на уроке, то одним из условий должна стать увлеченность ребенка деятельностью на уроке.

И это не единственная причина значимости данной педагогической задачи. Интересный урок, интересная деятельность на уроке важны еще и потому, что будут способствовать формированию в глазах школьника позитивного образа школы, а это немаловажно. Кроме того, вовлеченность школьника в совместную деятельность обеспечивает надежность контакта между ними и, следовательно, - успешность воспитывающего влияния педагога.

На уроке должно быть интересно, и пребывание ребенка в школе должно приносить радость, а не скуку и мучения. Например, этому будет способствовать разнообразие форм деятельности на уроках: всевозможных игр, бесед, дискуссий, викторин, групповой работы, проектирования, элементов театрализации, анализа проблемных ситуаций и т.д. Неплохо было бы привлекать и самих школьников к организации тех или иных форм деятельности на уроке: в этом случае их заинтересованность возрастет, а следовательно, возрастут и воспитательные возможности самой деятельности. Вообще, обращение педагога к личному опыту, увлечениям, интересам школьников всегда находит у них живой отклик и повышает интерес к взаимодействию. Немалую роль играет использование на уроке знакомых детям (а потому более действенных) примеров, образов, метафор – из близких им книг, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Это помогает сократить дистанцию в общении на и сделать урок более эффективным. Сделать урок интересным помогут и небольшие, но привлекательные для детей традиции или ритуалы, которые настраивали бы школьников на позитивный лад, снимали психологическое напряжение, позволяли легко включиться в урок.

Увлечь и повести за собой может только заинтересованный и увлеченный учитель.

А потому важно:

  1. учителю – получать искреннее удовольствие от своего предмета, демонстрировать своим примером, что математика, история или физика чрезвычайно интересны, увлекать своим интересом детей, помнить, что энтузиазм заразителен, а детям нравится находиться с энтузиастами, это заряжает энергией, поднимает настроение и помогает увереннее смотреть в будущее.
  2. администрации школы – стараться поддерживать энтузиазм, привносить в работу учителя нотки столь редкого сегодня оптимизма, вселять в него уверенность в собственных силах, помнить, что слово «энтузиаст» происходит от греческого «исполненный божества».

Ценностно- ориентированная коммуникация

Ценностно- ориентированная коммуникация на уроке – это третий компонент методики воспитания. Речь идет о коммуникации, насыщенной социально значимым содержанием, то есть информацией, которая позволяла бы школьникам осмыслить окружающий их социальный мир и приобретать важные для гармоничного существования в этом мире знания, отношения, опыт. Это коммуникация, которая поможет школьникам узнать о ценностях окружающего их общества, о его структуре. Принципах существования, об этических и эстетических канонах, о героях и мифах, памятникам отечественной и мировой культуры. Причем важны здесь не только фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания в повседневной жизни. Только такая коммуникация на уроке станет подлинно личностно развивающей, а воспитательная деятельность учителя приобретает свою целостность и завершенность.

Организуя такого рода коммуникацию на уроке учитель может обращать внимание школьников:

  • на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке;
  • на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры из жизни, на мотивы их поступков;
  • на информацию, затрагивающую важные социальные, нравственные, этические вопросы.

Однако если мы лишь просто сообщаем детям такого рода информацию, то проку от нее будет мало. Воспитание нельзя сводить к морально-этическому просвещению школьников. Гораздо важнее организовать на уроке обсуждение этой информации, предложить ребятам высказать по ее поводу свое мнение, соотнести ее с мнением одноклассников или известных людей. Следует добавиться, чтобы ребенок занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. При этом сама информация может быть подана в виде проблематизирующего вопроса, спорного высказывания, фрагмента текста или видео.

В организации воспитывающей коммуникации учителю важно придерживаться некоторых правил.

Во-первых, соблюдать чувство меры, избегая в общении с ребенком излишнего морализирования. Иногда важную нравственную тему лучше затронуть лишь «по касательной», сказать о ней как бы между делом. Это часто дает лучший эффект, чем прямое обращение к ней.

Во-вторых, задействовать максимально большее разнообразие средств коммуникации (слова, жесты, мимику, поступки, картины, песни, фильмы, видеоролики, символы, элементы одежды, предметы интерьера и т.п.) придавая им воспитательный смысл. Это позволит влиять на ребенка через различные каналы его восприятия информации.

В-третьих, стараться чувствовать класс, распознавать степень усталости детей, снижения концентрации, снижения концентрации внимания, излишнюю возбудимость и т.п. И в зависимости от этого корректировать стиль коммуникации.

Наконец, помнить, что воспитывающая коммуникация – это не только коммуникация по поводу того, что изучается на уроке. Это еще и повседневная коммуникация учителя и ученика, связанная с решением огромного количества организационных вопросов и ситуаций, сопровождающих урок. И здесь педагогу важно демонстрировать личный пример поведения воспитанного человека. Но не нарочито обращая на него внимание школьников, а просто проживая вместе с ними все повседневные события на уроке, до него и после него. И помня при этом, что за нашими словами, мимикой, поступками наблюдают со стороны десятки внимательных детских глаз.

В течении семинара учителя выполняли практические и творческие задания. Систематизируя накопленный опыт коллеги говорили о важности связывать темы уроков и внеклассных мероприятий с окружающей жизнью, поворачивать их к вечным нравственным вопросам, побуждать детей к творческой активности, развивать познавательный интерес и эмоционально-сердечную сферу. В заключении педагоги резюмировали важность соблюдения всех вышеназванные рекомендации, на которые необходимо ориентироваться при подготовке уроков и вне классных мероприятий для эффективной коммуникации учителя и учащихся наполненной ценностно-ориентированным содержанием.

В конце текущего учебного года участники творческой проектной группы приняли участие в Городском вебинаре на тему «Инновационная деятельность учителя самопознания в целостном педагогическом процессе», организованный Национальным институтом гармоничного развития человека. На вебинаре был представлен успешный опыт инновационной деятельности учителей школы в реализацию Программы нравственно-духовного образования «Самопознание». В своем докладе заместитель директора по НМР подробно рассказа о научно-методической деятельности по внедрению инновационных методов работы, их результатах, поделилась планами реализации дальнейшей повышения профессионального уровня коллектива школы.

Тема выступления О.Г. Ким «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках самопознания через организацию игровой деятельности учащихся»

Организация игровой деятельности на уроках самопознания является важным методическим средством, которое способствует формированию ценностно-смысловых компетенций детей и подростков. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка. На уроках самопознания, необходимо включать хотя бы одну игру. Ведь именно игровая деятельность дает возможность ребенку, показать себя в новом качестве, с неизвестной, неожиданной стороны, проявить инициативу, самостоятельность, настойчивость, творческий подход, воображение, активность при решении игровых задач и выполнении игровых действий. Например, применение игровых технологий обусловлено следующими факторами.

Во-первых, игра является отличным способом организовать деятельность детей на уроке;

Во- вторых, в игре можно синтезировать познавательную, трудовую и творческую активность ребенка;

В- третьих, игра это инновационный метод, помогающий создать и провести урок более насыщенно и интересно.

Использование на уроке самых разнообразных игр заключается в том, что они направлены на тренировку памяти, выработку речевых умений и навыков, стимулирование умственной деятельности, развитие внимания и познавательного интереса к учебному предмету, преодоление пассивности учащихся в процессе учебного занятия. Функции игровых технологий- это развлекательная, коммуникативная, самореализации, игротерапевтическая, диагностическая, коррекционная, социализирующая. Чтобы игра на уроке была эффективной надо соблюдать ряд условий: игра или несколько игр на уроке должна соответствовать учебным и воспитательным целям урока; количество игр во время урока должно быть умеренное. Например: во время урока игру можно использовать для освоения понятия, темы и даже раздела в конце четверти; можно включить как элемент более обширной технологии; игра может быть в качестве урока или его части; как технологии внеклассной работы, например, при проведении различных метапредметных мероприятий, т.е. они не привязаны по содержанию к конкретной образовательной области, а практически рассматриваются погружением в общую тему, проблему, приурочивания к определенной дате, актуальной для школьного сообщества.

Сегодня существует обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. На уроках можно применять различные типологии игр, с учащимися разных возрастных групп. Важно стараться сделать так, чтобы каждый урок для ребят был не только интересным и вызывал положительные эмоции, но и реализовал потребность в межличностном общении.

Например, ролевые и деловые игры для детей – это первая проба применения на практике взаимоотношений между людьми, тат как отличительным свойством таких игр является наличие сюжета. В процессе игры, помимо взаимоотношений, возникают реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями. И задачей педагога, помочь осознать детям определенные правила общественного поведения, отметить нравственные критерии выбора той и или иной роли.

На каждом уроке нужно обязательно проводить физкультминутки в форме игры, которые дают возможность детям физически расслабится или сосредоточиться, но и целенаправленно развивают нравственные качества учащихся.

Например:

  • цель игры: «Семья растёт» воспитание вежливости, чуткости, уважительного отношения к себе и к окружающим.
  • цель игры: «Я люблю» снятие физического напряжения, создание атмосферы общности и дружелюбия; развитие чувства любви к окружающему миру, умения выражать свои чувства.
  • цель игры: «Найди пару» снятие напряжения, развитие навыков невербальной коммуникации, умения сотрудничать.

При работе с детьми подросткового возраста лучше всего применять игровые методы в которых учитывается нацеленность подростков в самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Например:

  • цель игры «Головоломка» формирование навыков анализа в принятии решения;
  • для создания доброжелательной атмосферы уроке и работе ученика по осознанию себя как личности хорошо использовать игру «Имена – качества»;
  • чтобы получить опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны, создание позитивной и безопасной атмосферы. Можно использовать игровое упражнение «Знакомство по парам»;
  • для воспитания готовности воспринимать те или иные явления национальной культуры, можно провести игру «Культура разных народов».

Хочется отметить, что бывает сложно оптимально сочетать метод игры с другими направлениями в обучении. Эффективность состоит в том, что в игровой технологии сочетались насколько значащих факторов. Обязательно должно быть, свобода действий и четкое распределение обязанностей, напряженные моменты и развлечение, реальность и мистика, эмоции и рациональное мышление. Применение педагогом игровых технологий позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, и тем самым воспитывать в себе ответственность.

Эффективность применения игровых технологий зависит от выполнения педагогом основной задачи, это стимулирования мотивации у учащихся. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры. Игра сама по себе универсальный стимулятор. Главное, в поддержании игрового интереса ребенка- это чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Как сказал, Василий Александрович Сухомлинский - «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Тема выступления Л.Н. Калачевой «Формирование метапредметных компетенций путем организации практической деятельности на уроках самопознания».

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Практическая работа – это действие и активность. «Практический» в словарях русского языка трактуется как «деятельность людей, в ходе которой, они, воздействуя на материальный мир, преобразуют его».

Практическая деятельность на уроках самопознания: работа в группах, парах, составление деревьев понятий, кластеров, схем «фишбоун», приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема), написание и защита проектов, ответы на письма, эссе, кроссворды, работа с репродукциями, творческие проекты. Работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Развивать командный дух, сплачивать коллектив.

Например. На уроках самопознания в 6-х классах можно часто использовать групповые формы работы. Изучая тему «Истинные лидеры человечества» у каждого учащегося есть возможность проявить себя в роли лидера и подчиненного, почувствовать, каким образом можно «управлять» другим, какие ощущения испытывает человек, которым управляют. Ответить для себя на вопросы: «Могу ли я быть лидером? Что мне нужно сделать, чтобы развивать в себе лидерские качества?» данная групповая работа поможет переосмыслить учащимся свои возможности, выявить, какую работу необходимо проделать каждому для развития лидерских качеств.

Например. На уроках самопознания во 2-х классах, в процессе групповых форм работ, учащиеся могут создавать творческие проекты и защищали их. Изучая тему «Учимся дружить», работая в командах дети создают свои творческие проекты, где развивают свой творческий потенциал и стараются осознать важность умения дружить, как один из жизненных приоритетов. Тема дружбы- одна из самых важных для учащихся начальной школы. Именно с младшего возраста дети учатся уважительно относится к друг другу, понимать, прощать, уметь признавать свои ошибки и находить компромисс в решениях конфликтных ситуаций. Составление деревьев понятий, кластеров, схем «фишбоун», приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) с помощью которых, происходит обучение школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Развивается логическое, абстрактное и критическое мышление. Например. В 6-х классах на уроках самопознания часто используются построения кластеров и схем по различным темам. Это способствует не только усвоению материала в доступной форме, но и позволяет учащимся развивать свой творческий потенциал.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получать необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать, делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, его подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. Через практическую деятельность на уроках развиваются метапредметные умения и навыки, позволяющие учащимся быть активными участниками образовательного процесса.

Тема выступления Л.Н. Кирюшкиной «Формирование метапредметных компетенций путем организации творческой деятельности на уроках самопознания».

Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.п. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002., с. 286)

Урок от начала и его конечный результат напрямую зависят от условий, в которых учащиеся будут самостоятельно добывать знания, поэтому на каждом уроке необходимо создавать такую эмоционально- устойчивую среду, благодаря которой, у детей появится интерес и внутренняя мотивация к получению новых знаний. Творческая работа - это один из методов применяемых на уроках «Самопознание», позволяющих сделать урок не только познавательным, а главное интересным для ребят. На уроках творческая деятельность имеет большое значение и неоспоримые преимущества в практической работе с учащимися, она активизирует творчество, стимулирует воображение, является средством выражения, способствует расслаблению и поднимает настроение, укрепляет уверенность в себе, сотрудничество и согласованность в действиях, движениях, усиливает чувство ответственности, повышает дисциплинированность, терпение, настойчивость, развивает навыки, раскрывает потенциальные таланты.

Например. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы в процессе групповой и индивидуальной деятельности. Это могут быть: ролевые игры и упражнения; рисование образов и схем; театрализованные сценки; изготовление макетов, плакатов и коллажей. Широкое разнообразие методов творчества способствует открытию широких возможностей для активизации личностного развития, созидательного взаимообогащения учащихся, воспитывает в них такие важные ценностные качества, как сотрудничество, терпимость, внимательность, ответственность и самостоятельность.

Например. На уроках учащиеся с большим удовольствием выполняют задания составляя «Кластер», придумывая «Синквейн», активно принимая участие в «Мозговом штурме». Эти методы способствуют развитию гибкости мышления, критичность, учат ребят воспринимать окружающий мир со всеми его достоинствами и недостатками.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что творческая деятельность, как правило, является кульминационным этапом урока самопознания, и ее результаты -барометром его успешности, показателем глубины переживания каждой изучаемой темы.

Именно творческая деятельность способствует возможности каждого понять практическую сущность знаний, полученных на уроке, для реализации лучших жизненных устремлений, создания каждым неповторимого образа мира, который вдохновляет на разумное, доброе, вечное. “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой

Тема выступления Л.В. Бараевой «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках самопознания через использование интерактивных методов».

«Интерактивные методы — обучения- это взаимосвязанная совместная деятельность учащихся и учителя, при которой все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем».

Другими словами, интерактивные методы – это методы взаимодействия и воздействия учеников друг на друга. Они рассчитаны на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Интерактивный метод позволяет достичь наибольшей активности учеников, в то время как учитель только направляет деятельность об


Скачать файл