Навигация

Применение дидактических игр с детьми ООП на уроках мир вокруг

Савельева Елена Станиславовна
учитель начальных классов, дефектолог
КГУ "Специальная школа-интернат №4" управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 07.01.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.  В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Деятельность ребенка с раннего детства тесно связана с предметом и способами действия игры, а также ее функциональным значением. Значение игры в жизни ребенка не ограничивается тем, что у него появляются новые по своему содержанию мотивы деятельности, связанные с этими мотивами задачи. Значимым является то, что именно в игре появляется новая психологическая форма мотивов.

Игра является неотъемлемой частью для формирования дружного коллектива, для самостоятельности детей, для положительного отношения к трудовой деятельности, для интеллектуального развития детей, а также для корректировки и исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и много другого. Все эти воспитательные эффекты опираются во многом на становление личности ребенка.

Основными аспектами развития личности ребенка, в связи с этим можно назвать следующие:

  1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, в которой социальные мотивы становятся важнейшими для ребенка, нежели личные);
  2. Развитие произвольности поведения (разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить данную роль к эталону, воспроизводя характерные для взаимоотношения людей ситуации в социальном мире, ребенок подчиняет свои желания, внутренние импульсы и действует в соответствии с социальными образцами; это помогает ему учитывать и познавать правила и нормы поведения);
  3. Развитие умственных действий (формирование плана представлений, развитие способностей и творческих возможностей ребенка).
  4. В игре, как в межличностном общении, интересы направлены на процесс игры. Игра-это культурная норма, позволяющая быть свободным, раскованным, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.
  5. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы.
  6. Игра направлена на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов; нерешительности, застенчивости. Не менее важным является то, что игра является упражнением по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
  7. Начальная школа – значительный этап в жизни ребенка, который связан с существенной перестройкой всей логики психологического развития, с формированием новой ведущей деятельности (от игры к учению), с обретением первой социально значимой роли – статусом  ученика со своим кругом прав и обязанностей перед обществом.
  8. Младший школьный возраст имеет свои особенности. Это - «период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются».

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой обучения детей в специальных школах. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения.

В обучении своих детей я использую основные методы обучения – игровые. В работе с детьми, отстающими в психофизическом развитии, я рекомендую наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения заданий. Ребенок словесно не комментирует свои действия и не всегда понимает общую смысловую инструкцию, поэтому взрослый на каждом этапе поясняет действия:

I Этап - действия сопровождаются словом.

II Этап - ученик уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; совместные действия ученика и педагога при направляющем педагогическом руководстве.

III Этап - ученик действует самостоятельно (иногда прибегает к помощи педагога); пояснения взрослого становятся более развернутыми.

IV Этап - ученик действует сам (без помощи взрослого); педагог дает полное, доступное пониманию ученика комментирующее описание всего, что ученик делает, побуждая его вступить в речевое общение.

Если ученик не усваивает материал, этапы повторяются. На всех этапах педагог должен раскрыть направленность действий, ход их выполнения, дать оценку выполнения задания.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивает желание ученика действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата.

Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.


Скачать файл