Савельева Елена Станиславовна
учитель начальных классов, дефектолог
КГУ "Специальная школа-интернат №4" управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 07.01.2023
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Деятельность ребенка с раннего детства тесно связана с предметом и способами действия игры, а также ее функциональным значением. Значение игры в жизни ребенка не ограничивается тем, что у него появляются новые по своему содержанию мотивы деятельности, связанные с этими мотивами задачи. Значимым является то, что именно в игре появляется новая психологическая форма мотивов.
Игра является неотъемлемой частью для формирования дружного коллектива, для самостоятельности детей, для положительного отношения к трудовой деятельности, для интеллектуального развития детей, а также для корректировки и исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и много другого. Все эти воспитательные эффекты опираются во многом на становление личности ребенка.
Основными аспектами развития личности ребенка, в связи с этим можно назвать следующие:
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой обучения детей в специальных школах. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения.
В обучении своих детей я использую основные методы обучения – игровые. В работе с детьми, отстающими в психофизическом развитии, я рекомендую наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения заданий. Ребенок словесно не комментирует свои действия и не всегда понимает общую смысловую инструкцию, поэтому взрослый на каждом этапе поясняет действия:
I Этап - действия сопровождаются словом.
II Этап - ученик уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; совместные действия ученика и педагога при направляющем педагогическом руководстве.
III Этап - ученик действует самостоятельно (иногда прибегает к помощи педагога); пояснения взрослого становятся более развернутыми.
IV Этап - ученик действует сам (без помощи взрослого); педагог дает полное, доступное пониманию ученика комментирующее описание всего, что ученик делает, побуждая его вступить в речевое общение.
Если ученик не усваивает материал, этапы повторяются. На всех этапах педагог должен раскрыть направленность действий, ход их выполнения, дать оценку выполнения задания.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивает желание ученика действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата.
Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.