Навигация

Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Ковригина Анна Петровна
воспитатель
ТОО "Детский сад "Алакай"

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации. Интенсивное становление речевой активности происходит в раннем возрасте от одного года до трёх лет. В этот период нужно стимулировать его речевую активность, чтобы ребёнок мог самостоятельно пользоваться словами.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 07.01.2023


Фрагмент для ознакомления

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации. Интенсивное становление речевой активности происходит в раннем возрасте от одного года до трёх лет. В этот период нужно стимулировать его речевую активность, чтобы ребёнок мог самостоятельно пользоваться словами.

К сожалению, в последние годы возросла проблема задержки речевого развития, она является актуальной.

Наблюдая за детьми нашей группы по развитию речи в июне месяце, мы выявили, что

- 50 % а то и больше не разговаривают;

- речь детей отстаёт от уровня развития речи сверстников, т.е. ребёнок не может перейти от лепета к словам;

- всё понимают, но не разговаривают;

- не умеют играть в игрушки;

- не рассматривают книжки;

- не умеют слушать сказки, воспитателя;

- отсутствует желание повторять слова и предложения, на просьбу повторить молчит;

- многим детям всё равно понимают его или нет.

Причины:

- слабое здоровье детей;

- дети с нарушением речи;

- мало «живого» общения родителей с детьми и другие.

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, мы постоянно взаимодействуем с ним:

- по развитию речевой активности;

- по предупреждению речевых нарушений;

- замечаем и корректируем отставание в формировании речевой функции;

- оказываем реальную и полноценную помощь;

Стимулируем речевую активность специальными методами и приёмами.

1.Наглядные методы:

- показ предметов и игрушек;

- наблюдение явлений природы, труда взрослых;

- рассматривание живых объектов;

- показ образца;

- использование кукольного театра, теневого настольного, фланелеграфа.

Приёмы к наглядным методам:

- показ с называнием;

-пояснение к тому, что видят дети;

- активное действие детей;

- приближение объекта к детям;

- задание детям;

- вопросы;

- включение предметов в деятельность детей;

- выполнение игровых действий.

2. Словесные методы:

- чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок;

- разговор, беседа;

- рассматривание картинки, инсценировки.

Приёмы к словесным методам:

- показ с названием игрушек и предметов;

- просьба произнести;

- сказать слово;

- подсказывание нужного слова;

- объяснение нужного слова;

- объяснение назначение предмета;

- многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым;

- вопросы;

- доскажи слова в конце фразы;

- повторение слова за воспитателем;

- пояснение;

- напоминание;

- использование художественного слова.

3. Практические методы:

- упражнения;

- совместные действия воспитателя и ребёнка;

- выполнение поручений;

- элементарное экспериментирование;

- развитие мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

4. Игровые методы:

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- игры-забавы, инсценировки.

Приёмы к игровым методам:

- внесение игрушек;

- создание игровых ситуаций;

- обыгрывание игрушек, предметов;

- сюрприз;

- эмоциональность;

- внезапность появления, исчезновения игрушки;

- изменение местонахождения игрушки;

- показ предметов в разных действиях.

Разнообразные методы и приёмы мы используем в комплексе, тем самым стимулируем ребёнка к активной речевой деятельности

Форма организации детей:

- специальные организованные занятия;

- совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;

- самостоятельная деятельность детей.

С момента поступления детей в нашу группу мы стимулируем их речевую деятельность с использованием малых форм фольклора, народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми. Дети с огромным удовольствием вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм, отдельные звукосочетания, и постепенно проникают в их смысл. Например: «Сорока – сорока…», «Петушок – петушок», «Ладушки – ладушки», «Идёт коза рогатая», «Чики-чики-чикалочки». Дети, играя, легко их запоминают, приучаются пользоваться ими в своей речи. Фольклорные произведения удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми. Дети очень любят, когда их гладят, любят, прижимают к себе, держат за руку.

Для развития артикуляционного аппарата используем специально подобранные упражнения как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Эффективным методом активизации речи детей является звукоподражание: петушок поёт ку-ка-ре-ку; поезд едет чух – чух - чух!

Знакомим детей со стихами известных детских поэтов: А.Барто «Игрушки; Е.Чарушин «Курочка»; З. Александровой («Раз, два, три, четыре, пять»). Знакомим детей со сказками «Колобок», «Теремок», «Репка». Постепенно приучаем детей к художественной литературе.

В работе с детьми мы используем упражнения на развитие речевого дыхания: «Задуй свечу», «Вертолёт», «Грибок», «Корова». Такие упражнения способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Практические методы организации детей являются самыми эффективными. К ним относится и игровой метод. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребёнка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой - маленький», «Чей домик?», «Детёныши животных» и другие позволяют усваивать лексика

- грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Дети нашей группы овладевают двигательными умениями и навыками, тем самым у них лучше развивается координация движений. А формируются движения при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Очень эффективным методом развития речи наших детей является развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей рук стимулируют процесс речевого развития ребёнка. Способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как приём работы с детьми по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик - дедушка…», «Коза», «Кто живёт у нас в квартире?» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.

Дети с удовольствием играют с разноцветными кирпичиками ЛЕГО. В работе по активизации речи детей проводим продуктивную деятельность (лепка, рисование, аппликация), где дети получают знания о форме, цвете. размере: развивается мелкая моторика, формируются чёткие образы и понятия, активизируется речь.

Песочная терапия – это игра с песком как способ развития ребёнка. Песочная терапия очень близка малышам, первые слова, первые межличностные связи и общение происходит именно там. Игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищёнными, развивают мелкую моторику рук, создают благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

В нашей группе мы создали очень хорошие условия для речевого развития детей младшего возраста. В игровой комнате очень насыщенная предметно-развивающая среда. Все игрушки расположены по соответствующим центрам, легко, доступны детям для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир с помощью органов чувств, поэтому мы создали центры речевого, игрового и сенсорного развития, которые включают в себя:

- наборы картинок (животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек);

- наборы парных картинок (предметные) для сравнения;

- разрезные картинки из двух частей по прямой;

- серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);

- сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально – бытовой), крупного формата;

- разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;

- звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукового извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);

- уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. В процессе обогащения и активизации словаря детей, используем разные методы и приёмы словарной работы с учётом психологических особенностей каждого ребёнка и особенностей каждого вида деятельности; поощряем двигательную и познавательную активность детей, постоянно разговариваем с детьми в процессе игры. Результат нашей работы в конце года очень хороший: все дети разговаривают правильно, эмоционально, понятно, вежливо общаются со сверстниками, со взрослыми.


Скачать файл