Навигация

Из опыта использования Лессон стади - особой формы исследования урока

Уатаева Елена Михайловна
учитель русского языка и литературы
КГУ "Долонская средняя школа"

В статье рассмотрена особая форма исследования урока Лессон стади из опыта исследования. Описана поэтапная работа по технологии, описаны результаты использования Лессон стади.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 14.11.2022


Фрагмент для ознакомления

Вся образовательная система Казахстана в наши дни находится на стадии динамического развития, в ней происходит совершенствование содержания обновленной программы, организационных форм обучения, а также инновационных технологий обучения. Для школьников старших классов всегда будет актуальным умение правильно воспринимать и перерабатывать данную информацию. Общепризнанным является тот факт, что формируется этот навык значительно быстрее и эффективнее, если вовлекать учеников в творческую деятельность, призванную инициировать их к познанию нового, совершая самостоятельные открытия. Развитию этих навыков способствуют применение различных технологий по активным методам обучения на занятиях русского языка с целью повышения интереса к изучаемому предмету. Эту цель преследуют различные методы исследования занятия, способствующие получению качественных знаний через активные методы обучения. Современная система образования идет семимильными шагами в поисках и внедрении новых методик обучения предмета. Одним из таких методов нового формата является Lesson Study: «Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики» [1,54].

Мы рассматриваем Lesson Study в качестве научного исследования действий в преподавания в школе. Практический опыт любого школьного учителя нуждается в теоретическом обосновании.

Согласно общепринятой системе сущность действий проведения цикла занятий по данному методу являются следующие шаги: Определение проблем Сбор данных Интерпретация данных Действия на основе данных Оценивание результатов Последующие шаги: на очередном заседании учителей цикла

общественно-гуманитарного направления распространение опыта проведения цикла уроков Лессон стади На первом заседании после принятия решения

проблемы для преодоления и пути их совместного решения. Затем осуществляется совместное планирование проведения занятий, отбор активных методов для достижения поставленной цели. На занятиях, проводимых учителями, по возможности сидят все участники исследования для проведения наблюдений за действиями преподавателя и учащихся. Особое внимание уделяется поведению школьников, их заинтересованности в процессе занятия, уровню мотивации. Эти наблюдения затем обсуждаются, предыдущий план занятия дополняется новыми замечаниями.

В ходе проведения цикла занятий важна заинтересованность каждого участника исследовательской группы. После первого занятия проводится опрос учащихся на предмет целесообразности проводимых активных методов на занятии. После интерпретации данных учащихся вносятся дополнительные изменения в план занятия. Окончательный план занятия утверждается после обсуждения всеми членами группы недостатков проведенного первого занятия. Метод Lesson Study, используемый во всем мире для улучшения качества преподавания как отдельно взятого предмета, так и предполагающий интеграцию разных предметов в одной группе школьников. [2,119]. Эффективность стратегий данного метода заключается в достижении реальных результатов через Lesson Study сотрудничество учителей, ведущих одну дисциплину или дисциплин гуманитарного направления и хорошо знающих уровень своих учащихся. Исследование урока по методу Lesson Study проводится с определенной целью: во-первых, когда возникает необходимость усовершенствования своей практики, во-вторых, эти исследования будут способствовать критическому осмыслению своего опыта преподавания. Данная методика предполагает рассматривать урок в качестве исследования для повышения качества обучения. По справедливому утверждению авторов учебника данной методики: «Урок-исследование предлагает способы преподавания по отношению к отдельным учащимся» [3,95]. Очень важно сотрудничества и разработки уроков для рассмотрения успешной стратегии обучения и содействует размышлению учителей о качестве своего уметь оценивать свой результат в свете обновленной программы.

В ходе проведения урока-исследования можно рассчитывать на позитивное изменение в преподавании своего предмета, решить наболевшие проблемы по отработке навыков. Мы считаем, что занятия, проводимые по данной методике, направлены на устранение причин, препятствующих достижению более значимого результата в освоении предмета. Для проведения серии уроков исследований была создана фокус-группа из преподавателей русского, казахского языка. В исследуемом 9 классе учатся довольно способные учащиеся, которые при желании могли бы учиться еще лучше. Мы решили провести исследование, чтобы понять, как лучше мотивировать ребят на занятиях русского языка. По нашим предположениям, в этих классах достаточный потенциал у обучающихся, которые сейчас находясь на уровне С (слабый), могли бы претендовать на уровень В (средний). Также есть ученики, которым из уровня В надо переходить на уровень А (высокий). После совместного планирования учитель-исследователь провел свое первое занятие в выбранном классе. Члены группы и наблюдатели участвовали и наблюдали за процессом урока и за действиями учеников на этих уроках. Мы увидели, что 4 из 8 учащимся, несмотря на все усилия учителя разнообразить урок, было скучно и неинтересно. После обсуждения урока мы пришли к выводу, что на уроке нужно побольше использовать активных методов обучения, которые должны помочь зажечь глаза учеников, вовлечь их в процесс их собственного обучения.

На заседании группы преподавателей-исследователей были выделены учащиеся разных уровней и каждому учителю выдана характеристика на каждого учащегося группы. Групповая, парная и индивидуальная работа, проводимая в этом классе в течение года, дают свои результаты в улучшении знаний учащихся, в их сплочении в единую команду. Но мы заметили одну тенденцию в поведении учащихся: ученик уровня А любит работать один, не вливаясь в работу команды, ученик уровня В обычно выполняет одну роль

(например, роль эксперта) и не принимает участие в работе группы, ученик С

привык выполнять только определенные посредственные задания. Эти ученики привыкли выполнять задания, которые им интересны и не хотят менять свои роли, развиваться дальше. То есть, эти ученики выбрали себе роль, которая для них комфортна, но эта роль ограничивает их в саморазвитии и совершенствовании навыков по предмету «Русский язык».

Почему бы для учащегося А не продумать задания, которые могли бы заинтересовать этого ученика активно участвовать в работе всей группы, иногда меняя свою роль (скажем, не только роль спикера, но и отвечать за подготовку постера). Задания должны быть продуманы для всех уровней школьников. Ученику В можно предложить задания, которые мотивировали бы его чаще выступать спикером, нежели экспертом. Это позволит учащемуся больше работать над его речью, развивать ораторские способности. Учащемуся С надо предлагать такие задания, которые помогали бы ему перебороть свою неуверенность, быть более активным в работе группы. Можно начинать с роли эксперта и далее осваивать роль спикера. У обучающихся уровня С обычно ограниченный словарный запас, поэтому нужно их мотивировать работать над речью и пополнением словарного запаса. Эти задания также должны помочь этим учащимся перебороть страх перед выступлением на публике. На занятиях учитель применял различные методы активного обучения на всех этапах урока, подобным образом вовлекая учеников в процесс обучения.

Стратегия «Жокей и лошадь» была применена при проведении словарной работы, ученикам были предложены разрезанные полоски бумаги с написанными отдельно именами великих ученых и их открытий. Этот прием использовался при групповой работе, когда на скорость ученики должны были найти соответствие имен ученых с их открытиями. Прием помог создать коллаборативную среду в группе, ведь всем известно, что общее дело всегда объединяет участников группы. Важный момент при проведении уроков русского языка – в каждой группе необходимо назначить тайм–кипера, который будет следить за временем во время выполнения заданий. Это способствует

развитию дисциплинированности учеников, ведь соблюдение тайм-

менеджмента является одним из критериев оценивания. На занятиях была использована формула ПОПС, которая помогла учащимся подготовить свои высказывания аргументированно, логично и четко. Эта формула способствует выработке навыка аргументирования своих убеждений, помогает отработать умение говорить обоснованно.

Стратегия отрабатывалась при парной работе, каждая пара выбирала одну из предложенных цитат о великих открытиях выбрать одну цитату и должна была обосновать свой выбор. При взаимооценивании пар самими экспертами– студентами было отмечено, что эта цель достигнута почти всеми учащимися. Отдельные замечания были по организации выступлений пар, когда пары не смогли достойно выступить из-за того, что перебивали друг друга, не продумали очередность выступления по формуле. Следующий активный метод, использованный на уроке - составление вопросов по ромашке Блума. Ребятам из казахских классов зачастую сложно правильно сформулировать вопрос, тем более, по данной ромашке нужно уметь составлять не только простые вопросы, требующие односложных ответов, но и сложные. Применение данной стратегии хорошо помогает проверить уровень словарного запаса ученика, умение формулировать грамотно вопросы особенно сложного порядка, такие, как оценочные, объясняющие, практические. Не все ученики уложились в отведенное для этого задания время, но большинству учеников удалось справиться с этим непростым заданием. Это прием помог ребятам продемонстрировать свое умение понимания содержания предложенного текста, анализировать содержание текста.

Мы увидели на этих занятиях, что объединение учащихся по уровням дает свои положительные результаты. Ребята примерно одного уровня способностей быстро понимают друг друга, реально оценивают возможности друг друга. У группы остается время на креативное решение проблемы – будь то креативная ментальная карта или применение актерских способностей. Тот факт, что мы собрали в группы студентов одного уровня, дает им ощутить чувство локтя. объяснять задание, тратить время на разъяснение материала. Они хорошо

понимают друг друга, обсуждают все задания на равных.

После проведенной серии уроков по методу Lesson study мы попросили ребят заполнить анкеты, чтобы понять, как сами ученики оценивают свое участие на уроках. Студентка уровня А написала, что на уроках увидела себя как бы со стороны. Обычно работая в разноуровневых группах, где собираются студенты разных уровней, она привыкла быть лидером. Попав в группу, где все такие же, как она сама, она почувствовала себя в такой среде, где она не лидер, а такая же, как и все. Ей было приятно ощущать себя равной, в группе ей выделена роль довольно скромная – эксперта. Несмотря на это, она активно участвовала во всем процессе подготовки группового задания. И находила вокруг себя единомышленников. Это были новые ощущения, другая роль, к которой ей нужно привыкать. Обычно на занятиях она не проявляла особую активность, считала свою функцию выполненной. На третьем занятии она в новой группе была очень активной: готовила речь в качестве спикера, помогала в оформлении ментальной карты, оценивала работу других групп. Как она сама признается, ребята в группе работали настолько слаженно и организованно, что без принуждения ей хотелось быть со всеми в одном режиме. Считаю, это очень сильная мотивация для этой студентки. Если раньше она работала вполсилы, то теперь ей самой хочется участвовать во всех ролях. Исследуемый учащийся С на этих уроках был настолько активным, что удивил всех своих одноклассников.

Смена деятельности в групповой и парной работе, поддержка своих одногруппников помогли этому ученику перебороть страх перед публикой. Проведенная серия занятий показала, что при таком подходе к проведению занятий дает свои реальные результаты. У группы преподавателей- исследователей появилась возможность разнообразить свое занятие новыми стратегиями, способствующими раскрытию новых граней способностей студентов. Были выявлены все причины неудач на занятиях с отдельными

всех уровней. Преподаватель, ведущий занятие, не всегда замечает особенности характера студента, не всегда знает, как правильно его ориентировать на успех.

Таким образом, при необходимости улучшения преподавания и критического осмысления своей практики, предлагаемый метод Lesson Study является важным экспериментом, способствующим успешной стратегии обучения. Это метод предполагает сплочение группы преподавателей, помогает разработать новые стратегии и приемы активных методов обучения в повышении мотивации студентов. Проблемы исследования могут быть различными, но при следовании алгоритму исследования, можно получить хорошие результаты. Определив проблему исследования, рассматриваем новые активные методы исследования, применяемые на занятиях. При интерпретации полученных данных важно понять, какие методы не срабатывают. Ведь одни методы хорошо идут в одной группе, тогда как в другой группе они не работают. Далее действия по полученным результатам в каждой группе имеют свои особенности, в зависимости от уровня группы. Оценивание полученных результатов производится по разработанным критериям оценивания, по определенным дескрипторам. Последующие шаги по улучшению успеваемости по предмету группа исследователей проводит после завершающего заседания.

Литература

  1. Kemmis, S., & McTaggert, R. (1990). The Action Research Planner [Система планирования исследование в действии]. Geelong: Deakin University Press.

Carr, W., & Kemmis, S. (1986). Becoming Critical. Education, knowledge and action research [Стать критичным. Обучение, знание и исследование в действии]. Lewes: Falmer.


Скачать файл