Навигация

Понятие административного правонарушения

Жерютина Елена Васильевна
преподаватель юридических дисциплин
КГКП "Высший строительно-экономический колледж"

Целью является: Формирование системы профессиональных знаний по предмету, развитие коммуникативных навыков и умений для эффективного применения административного права в своей профессиональной деятельности.


Скачать файл

Рубрика: КОЛЛЕДЖ-Гуманитарные науки | 2 курс Дата: 25.03.2023


Фрагмент для ознакомления

Цель: Формирование системы профессиональных знаний по предмету, развитие коммуникативных навыков и умений для эффективного применения административного права в своей профессиональной деятельности.

Задачи:

Дидактическая: - совершенствование навыков поискового и просмотрового чтения, формирование активного словаря по теме; развивать умения и навыки работы с текстом (чтение с частичным пониманием прочитанного; развивать навыки монологической речи;)

Развивающая – развивать умение работать коллективно и самостоятельно, презентовать и отработать новую лексику по теме; формирование навыков устной речи путем создания ситуации беседы, диалога; создавать условия для развития исследовательских умений студентов, способности к распределению внимания; развитие способности к переключению уровней мышления.

Воспитательная - создавать условия для формирования способности к критическому мышлению; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение; формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.

Тип урока: Комбинированный

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый и репродуктивный.

Принцип отбора методов:

  • учет реальных возможностей студентов
  • учет возрастных особенностей студентов
  • учет соответствия уровня методической подготовки студентов

Технология: критическое мышление (мозговой штурм, дискуссия).

Технология предполагает следующие этапы работы:

I. Вызов – вызов интереса, логическое предположение, все, что знаем по теме.

  • Актуализация знаний, мотивация, поиск того ростка, который мы ищем, чтобы связать его с новым.

II. Этап осмысления – пропускаем через себя новую информацию.

  • Обсуждение: высказаться должен каждый, каждый должен быть услышан. Умение донести свою точку зрения до каждого. Уметь воспринимать то, что непонятно. Фиксировать совпадающие моменты.

III. Рефлексия – осмысление того, что мы узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний.

Прогнозируемый результат

  • Студенты должны уметь высказывать свою точку зрения и понимать чужие точки зрения; уметь оценивать результаты своего труда, давать самооценку и проводить самокоррекцию.

Оснащение урока:

  1. Компьютер, экран, проектор.
  2. Презентация в Power Point, видео материал
  3. Раздаточный материал – КоАП РК

Межпредметные связи с предметами: «Конституционное право», «ТГП», «Логика»

Структура урока:

  1. Вводно-мотивационный этап: Приветствие, отметка отсутствующих; постановка целей и задач урока; организация внимания студентов.

Здравствуйте уважаемы гости и студенты!

Я очень рада тебя видеть! Садитесь, пожалуйста! Какой сегодня день? Кто сегодня на занятие? Кто отсутствует? У нас сегодня несколько гостей, но не волнуйтесь, будьте активны, не стесняйтесь и делайте все возможное, ведите себя как обычно!

Слайд 1. Посмотрите на экран, пожалуйста. Здесь изображены картинки, если мы посмотрим внимательно определим, что происходит на каждой из них, мы определим тему нашего с вами сегодняшнего урока.

Слайд 2. Понятие административного правонарушения сегодняшняя наша тема и мы, изучим эту тему в процессе темы мы будем делать практически задания с КоАП РК, а также вести беседу с элементами ситуативного практикума
II.   Актуализация знаний
Слайд 3. Предлагаю вам игру «Право» выбираем номер вопроса – и даем ответ на него.

10. Админитсративный процесс

20. Принципами административного процесса

30.Назовите принципы административного процесса?

40. Кто может участвовать в качестве субъектов административного процесса?

1. Расскажите про лицо в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении

2. Потерпевший кто это?

3. Кто может являться защитником на административном процессе?

4. Свидетель и понятой, какие между ними отличия?

1.1. Можно ли отказаться от защитника на административном процессе?

1.2. Какую роль несет прокурор как участник административного процесса?)

1.3. Какую роль несет секретарь судебного заседания как участник административного процесса?

1.4. Какие обстоятельства, исключают возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

  1. Этап усвоения нового материала

Слайд 4. Прежде чем перейти к изучению новой темы я хотела бы обратить ваше внимание на фразу знаменитого писателя Франсуа Вольтера «Только слабые совершают правонарушения: сильному и счастливому они не нужны».

Слайд 5. Сегодня мы рассмотрим два вопроса

1. Понятие административного правонарушения.

2. Состав административного правонарушения.

Слайд 6.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие, либо бездействие юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Слайд 7 Административное правонарушение является актом волевого поведения - деянием и заключает в себе два аспекта поведения: действие и бездействие.

Слайд № 8 Действием является активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (протрава посевов, уничтожение урожая сельскохозяйственных культур). Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей).

Слайд № 9 Совершение административного правонарушения является фактическим основанием административной ответственности, применение к лицу административного взыскания (нормативное основание - правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность).

(Статья 615. Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения)

Слайд № 10

Действие

Бездействия

Статья 147. Потрава посевов, стогов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений

Статья 127. Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей

Слайд № 11 К признакам административного правонарушения относится: противоправность, виновность, массовость, административная наказуемость.

Слайд № 12

1. Противоправность - заключается в совершении действий (или бездействия) нарушающего диспозицию нормы права, за что и устанавливается административная ответственность. Правонарушение может посягать на нормы различных отраслей права, законодательства (например, об образовании, обороне, ветеринарии и т.д.), но если за это предусмотрено меры административных взыскании, налагаемых в административном, судебном порядке, то оно относится к административным правонарушениям.

2. Виновность - любого деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины- обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административного правонарушения, но форма вины не имеет квалифицирующего значения. Она учитывается практически в тех случаях, когда административная ответственность за совершение определенного проступка выражена в относительно определенных мерах взыскания.

3. Массовость - неоднократная повторность совершения проступков либо совершение правонарушения многочисленными субъектами без предварительного сговора.

4. Административная наказуемость - признак правонарушения, указывающий на его неизбежное юридическое последствие - назначение административного наказания.

Слайд № 13

2.Состав административного правонарушения:

Под составом административного правонарушения понимается совокупность установленных административным законодательством признаков, при наличии которых то или иное действие либо бездействие может быть признано противоправным, виновным и повлечь административную ответственность.

Слайд № 14 Деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава. Они определены нормами КоАП РК. Это объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Слайд № 15 В зависимости от степени обобщения различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты правонарушения. Объектом административного правонарушения, в том числе общим объектом, являются общественные отношения, урегулированные различными отраслями права и охраняемые мерами административной ответственности. Родовой объект - группа общественных отношений, составляющих самостоятельную часть общего объекта. КоАП РК выделяются родовые объекты не только по отраслям государственного управления, но и по содержанию регулируемых общественных отношений (собственность, общественный порядок, охрана природы и т. д.). Видовым объектом признается группа общественных отношений, общих для ряда правонарушений одного рода (нарушение правил дорожного движения, паспортного режима, таможенных правил). Непосредственный объект - причинение вреда конкретному общественному отношению, охраняемому мерами административной ответственности (нарушение порядка выдачи гражданам избирательных бюллетеней).

Слайд № 16 Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, само деяние (действие или бездействие). Часто определенное значение в составе правонарушения имеют признаки способа, характера (неоднократность, повторность) правонарушения, места (общественное место, воздушное судно, пограничная зона) и времени (ночное) его совершения, наступивших вредных последствий (размер вреда иногда обусловливает применение либо административной, либо уголовной ответственности), используемых средств совершения правонарушения (транспортные средства, спиртные напитки, наркотические вещества, огнестрельное оружие).

Слайд № 17 Такие признаки объективной стороны, как неоднократность и повторность деяния, часто предусматриваются в составах административных правонарушений. Неоднократность означает совершение однородного действия или бездействия более одного раза. Отсутствие однородности исключает возможность отнесения этого признака к объективной стороне административного правонарушения.

Повторность - совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения. Неоднократное правонарушение в отличие от повторного, которое квалифицируется как единое, характеризуется совершением нескольких правонарушений.

Слайд № 18 Субъектом правонарушения является физическое (юридическое) лицо, его совершившее, другими словами, лицо, обладающее административной деликтоспособностью, лицо, которое в соответствии с законодательством может быть привлечено к административной ответственности за правонарушение.

Слайд № 19 Выделяют общие и специальные признаки субъекта административной ответственности. Общие признаки - достижение 16-летнего возраста, вменяемость и совершение противоправного деяния. Ими должно обладать всякое лицо, привлекаемое к административной ответственности. Если в соответствии с составом правонарушения субъектом может быть признано лицо, обладающее данными двумя признаками, то говорят об общем субъекте административного правонарушения.

В ряде случаев общих признаков оказывается недостаточно для признания того или иного лица ответственным за совершение правонарушения. Поэтому законодатель в таких случаях включает в состав правонарушения дополнительные специальные признаки, характеризующие статус субъекта. Здесь идет речь о специальном субъекте - лице, которое наряду с общими обладает специальными дополнительными признаками, включенными законодателем в качестве признаков в состав административного правонарушения. Эти признаки можно разделить на три группы, характеризующие:

1) правовое положение лица или вид деятельности (должностное лицо, административный государственный служащий, работник предприятия торговли или общественного питания, водитель транспортного средства, предпринимательская деятельность);

2) особенности правового статуса субъекта (военнообязанный, призывник, родители, иностранный гражданин или лицо без гражданства);

3) прошлое противоправное поведение субъекта (лицо, находящееся под административным надзором; лицо совершившее правонарушение повторно).

Слайд № 20 Субъективная сторона - это психологическое отношение субъекта к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее деяние, сознавало его характер, предвидело отрицательные последствия своего поведения, желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности (имеется в виду преступная самонадеянность), если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Как уже отмечалось, чаще всего форма вины при совершении административных правонарушений не обозначается и квалифицирующего значения не имеет. Вина - обязательный признак субъективной стороны.

Только при наличии состава административного правонарушения в целом лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

IV.Этап закрепления нового материала. Метод: беседа с элементами ситуационного практикума

Слайд № 21

1.Гражданин И. слушал очень громко музыку в 23-45 ночи у себя в квартире, соседи, позвонив в дверь, предупредили, что если громкость не уменьшится, то вызовут наряд полиции, на что Иванов И. не среагировал.

Объект – громкая музыка в 23-45

Объективная сторона – квартира гражданина И.

Субъект- гражданин И.

Субъективная сторона – умысел И.

2.Гражданин А. опаздывая с утра, на работу ехал на своем автомобиле 90 км/ч по участку, где максимальная скорость согласно дорожному знаку разрешена не более 60 км/ч, за что и был остановлен сотрудниками дорожной полиции РК.

3. Гражданину К. не хотелось спускаться с 5 этажа, чтоб вынести мусор он решил выкинуть мусор с окна


Скачать файл