Навигация

Дружба дороже богатства

Аманбаева Раушан Кабдуалиевна
учитель начальных классов
КГУ "Шоптыкольская специальная школа-интернат"

Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Классный час | 4 класс Дата: 25.03.2023


Фрагмент для ознакомления

Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.

Задачи:

• формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

• формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

• формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Ход мероприятия

- Уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на классном часе, посвящённом нравственному воспитанию.

Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Ключевыми понятиями нравственности являются … На одном из перечисленных понятий мы заострим сегодня своё внимание. А вот на каком, вы узнаете буквально через минуту.

Чтец:

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

- Ребята, о чем это стихотворение?

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.

- Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия: “Дружба дороже богатства”.

- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?

- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

- Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов; то, чем обязательно нужно дорожить; эмоциональное тепло и взаимопонимание другого человека.

«Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее

И любая беда - не беда,

Если рядом – друзья настоящие!»

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Учитель:

Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, по мнению автора?

С какими его мыслями следует согласиться? А с чем вы не согласны?

Как вы, ребята, понимаете слово «ДРУЖБА»?

3. Рассказ учителя.

– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый.

Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь».

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь друж­бой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

- Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Чтец:

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

Так кто же такой друг? – Каким же должен быть друг? Вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которыми должен обладать друг. (Дети работают в группах.)

На карточках записаны слова: скромность, отзывчивость, доброжелательность, зависть, настойчивость, эгоизм, общительность, равнодушие, жадность, хвастовство злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту

– Какие качества вы выбрали? Почему?

– Почему оставили качества со словами “злоба, хвастовство, равнодушие жадность, лень, зависть, эгоизм”?

Продолжите фразу «Друг – это…» (работа в группе)

друг – это человек, с которым тебе интересно играть,

друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,

друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний,

друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо,

друг – это мой непослушный щенок,

друг – это тот, кого нам вечно не хватает,

друг – это тот, с кем можно помолчать,

друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого,

друг – это тот, кто скажет: «Не вешай нос!»

друг – это тот, кто хочет, чтобы я был лучше его и т.д.).

Какими качествами должен обладать друг?

Очень много существует пословиц о дружбе. Прочитайте пословицы – они нам пригодятся для дальнейшего задания.

  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Нет друга - ищи, а нашел - береги.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
  • Друг спорит, а враг поддакивает.

Послушайте одну притчу и подтвердите ее пословицей с экрана или вспомните свою пословицу к ней.

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в загон, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье».

Почему хозяин заплакал?

Чем вас удивила эта история? Почему «когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей»?

Какая пословица метко поясняет смысл притчи?

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Своя: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Существует много законов дружбы. Прочитайте и запомните еще несколько законов.

  1. Не обзывай и не унижай своего друга.
  2. Помогай другу в беде.
  3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
  4. Не предавай своего друга.
  5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

Игра «Волшебная рука»

Я предлагаю вам обвести свою руку. на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества. - А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.

- Я сейчас дам вам листы, а вы напишите по 5 качеств, которые цените в друге, в дружбе.

Итог

Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа.

Пожелание: удачи всем в поисках настоящего друга!

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. На этом наш классный час подошел к концу. В конце показ мультфильма о дружбе.


Скачать файл