Навигация

Развитие инициативной речи учащихся на начальном этапе обучения английскому языку

Бегалина Самал Даулетовна
магистрант
НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова»

Статья посвящена проблеме мотивации младших школьников при изучении английского языка. В статье рассматриваются теоретические аспекты развития инициативной речи учащихся на начальном этапе обучения английскому языку.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 11.04.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Ученик в отдельности, и все наше государство в целом заинтересованы сегодня в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщении к мировой культуре. В качестве приоритетной цели выступает формирование коммуникативной компетенции. В то же время иностранный язык – это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень; свою способность мыслить, творить, оценивать.

Таким образом, из числа способов овладения иностранным языком, предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будут мыслить, творить, совершенствовать общую культуру общения.

В современном обществе необходим человек инициативный, творческий, который мог бы проявить свою инициативу в работе, который смог бы высказать свое мнение по любой проблеме, внести предложения, творческие направления в решении какой-либо проблемы. Поэтому перед школами и учителями иностранного языка, особенно стоит одна задача из главных задач в воспитании личности школьника – развитие инициативной речи учащихся.

Использование различных форм и методов в реализации личностно-ориентированного подхода в обучению английскому языку помогает увеличить время для практики речи, значительно добиться усвоения материала большинству учащихся, решать разные воспитательные и развивающие задачи. Наши ученики обычно дают короткие, однозначные ответы. Задача учителя - научить учащихся размышлять, отвечать развернуто. Для этого необходимо сочетать индивидуальную работу и групповую, чтобы ученики могли услышать другое мнение, изложить свою точку зрения без страха ошибиться.

Возможность прямого общения между собой учеников обеспечивает их активное, личностное включение в групповую учебную работу. Активность речи может быть достигнута, если обучать основам инициативного говорения уже на начальном этапе. Термин "инициативное говорение" относится как к коммуникативно-прагматической фазе речевого поступка, так и к его реализации. Одним из главных качеств инициативной речи является ее творческий характер в содержании и самостоятельности применения усвоенного материала английского языка для выражения собственных мыслей.

Задачи обучения инициативной речи на английском языке, решаются на разных ступенях обучения. Инициативными являются высказывания, которые обладают в разной степени основными качествами активного речевого поведения. Независимо от уровня инициативности, исходными моментами в обучении инициативной речи на всех ступенях являются мотивация и самостоятельность в реализации высказывания. В зависимости от ступени обучения изменяется объем языкового материала. На начальном этапе обучения - мотивация и определенный уровень самостоятельности в реализации высказывания позволяют создать хорошую базу для образования самостоятельной неподготовленной речи на среднем и старшем этапах, приблизят условия обучения в школе к жизненным условиям речевого общения и решат задачи коммуникативной направленности всего педагогического процесса по английскому языку.

Обучение речи на начальной ступени, обычно, ограничивается упражнениями в употреблении готовых образцов. На следующих этапах обучения к действиям по инициативной речи ученики испытывают трудности, т.к. не могут самостоятельно использовать лексический и грамматический материал, усвоенный в типовых образцах и фразах для выражения своих мыслей.

Коммуникативные упражнения, построенные в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умения задавать вопросы и отвечать на них. Использование таких упражнений в диалогической и монологической формах, способствует развитию лексических навыков: умений строить высказывание по образцу; грамматических навыков и умений употреблять грамматические структуры и строить предложения.

Использование речевых коммуникативных упражнений на уроке английского языка помогает учащимся вступить в устное речевое общение. При выполнении коммуникативных упражнений можно обсудить различные темы, связанные с изученным материалом на уроках и событиями, которые происходят в мире.

В учебном процессе очень важно непосредственное общение, так как оно готовит к свободному общению. Именно поэтому, на уроках английского языка необходимо создавать ситуации реального общения. Такой вид реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативной компетенции.

Использование различных коммуникативных упражнений обеспечивает ситуативность высказывания, умение употребить подходящий для данного конкретного случая вариант высказывания и коммуникативных образцов. Ученики исследуют и размышляют критически над различными предложениями через диалог со своими ровесниками, усваивают их опыт и стремятся к своему развитию.

Необходимо учитывать при организации учебной ситуации, то, что она должна носить жизненный характер. В этом случае обучение английскому языку становится практичным и приближенным к естественным условиям речевого общения. Для обучения говорению существуют специальные упражнения, которые можно разделить на подготовительные и речевые. Навыки и умения неподготовленной речи, ее быстрота, спонтанность, тема - вырабатывается в диалоге; умения и навыки подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью, последовательностью – в монологе.

Инициативная речь учащихся предусматривает сотрудничество. Это стимулирует речевое творчество, объединяет учеников.

Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно- ориентированные вопросы - один из эффективных способов добиться этого.

Диалогическая речь - форма речи, во время которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость речи, использование мимики и жестов, важная роль интонации, свободное от определенных норм книжной речи синтаксическое оформление, преобладание простых предложений. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство - несколько реплик, связанных по содержанию и по форме. Обучение диалогической речи строится на основе образца, данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение. Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются:

1) презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;

2) презентация диалога в звуковой и графической форме;

3) усвоение языкового материала диалога;

4) усвоение способов связи реплик в диалоге;

5) воспроизведение диалога;

6) расширение возможностей диалога-образца за счет изменения

элементов ситуации.

При обучении диалогической речи необходимо разнообразить виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с учителем, в парах и группах. Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения. Во время их выполнения формируются умения: запрашивать информацию, умение реагировать на ответ собеседника, употреблять образцы диалогической речи, связывать реплики при построении диалога.

Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; от диалогической речи она отличается развернутостью. Такая речь связана с желанием широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных предложений, их грамматической оформленностью. Обучение монологической речи проходит в три этапа. На первом – вырабатываются языковые автоматизмы.

Выработка навыков быстрого и правильного употребления фонетического, лексического, грамматического материала происходит на основе ассоциативной речи, речи-высказывания, хоровой и условно-коммуникативной. На втором этапе проходит обучение отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. Необходимо выражение содержания с помощью определенного лексического материала. Вырабатывается умение употребить в основном речевой материал в готовом виде.

Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания. Среди признаков монологической речи выделяются также непрерывность речи, последовательность, логичность, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность высказывания. Монологическая речь используется с разными коммуникативными целями: для сообщения информации, для убеждения слушателей, для побуждения к действию или его предотвращения.

Успешность обучения говорению зависит от индивидуально-возрастных особенностей учащихся, от лингвистических и дискурсивных характеристик текстов, а также от условий обучения (наличия технических средств обучения, ситуативной обусловленности, парно-групповой организации занятий и др.).

Список используемой литературы

  1. Educational programme for the in-service training o the English Language pedagogical staff in the context of the updated curriculum for comprehensive school education in the Republic of Kazakhstan. Recommended for publishing by Methodogical Council of Center of Excellence. AEO ”Nazarbayev Intallectual Schools” .
  2. Пассов E.И. Коммуникативный метод иноязычному говорению - М.; Просвещение, 1991-22З c.
  3. Журнал - Иностранные языки в школе.-2013.-№8
  4. Бабинская П.К. и др. «Практический курс методик преподавания иностранного языка». Минск: Тетра Системс, 2005
  5. Берштейн В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи //Иностранные языки в школе. - 2004. - №7 - С.17.
  6. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе. ИЯШ, 1995, - С.20.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000, - С. 12.
  8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002, - С. 12,14-15.

Скачать файл