Сулейменова Рыскельды Жуанышпековна
психолог
РГУ "Учреждение УК 38"
Проблема развития социального интеллекта приобретает особую актуальность в раннем юношеском возрасте, когда впервые молодой человек выходит за рамки семьи и школы, где существенно расширяются межличностные контакты. В данный период у юношей и девушек происходит переориентация функций социального интеллекта: от узнавания и отражения к анализу и сравнению. Меняется и качество социального интеллекта
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 05.06.2023
Проблема формирования социального интеллекта имеет особенную актуальность в ранней юности, в период, когда впервые подростки начинают выходить за пределы свой семьи и школы. Под юношеским возрастом понимается период жизни человека в границах 14–18 лет, когда происходит переход от подросткового возраста к взрослению. В науке определяется юность и как начальный период самостоятельного развития человека, его индивидуальности и личности [1, с. 254–257]. Социальным интеллектом признается система потенциалов, определяющая эффективность социального взаимодействия. Социальный интеллект содержит в себе способность человека понимать или чувствовать действия другого человека, а также своё действительное поведение и, кроме того, умение функционировать согласно сложившейся ситуации [2].
В новых границах значительно увеличивается объем межличностных контактов как прежнего, так и нового уровня. Именно в период ранней юности происходит у юношей и девушек переоценивание функций социального интеллекта: от деятельности по узнаванию и отражению к таким действиям, как анализ и сравнение. К тому же меняются и свойства социального интеллекта в стремление к взрослости. Подобное стремление приводит к тому, что подростки встречаются с многим, к чему они еще не готовы. Не все могут правильно осознавать разницу между детскими чувствами и чувствами взрослеющего человека. Они встречаются с чувствами (полового, гендерного и иного плана), ранее им недоступными. Сравнительно часто проблемы социального интеллекта приводят к появлению у юношей и девушек чувства тревожности, с которым не каждый может справиться самостоятельно.
Тревожность представляется индивидуальной особенностью человека, психологического плана, которая обнаруживается в его склонности довольно часто чувствовать по относительно малым поводам сильную тревогу. Рассматривается тревожность обычно как: 1) личностное свойство человека; 2) особенность темперамента; 3) образование, связанное со слабостью нервных процессов индивида, или проявление отдельных из них одновременно [3, с. 80–85]. Нужно отметить, что большинство ученых считают, что в период взросления на формирование личности детей, на их когнитивное развитие, социализацию (развитие социального интеллекта) и тревожность оказывают существенное влияние как семья, так и школа.
На этих условиях нами разработана учебно-методическая программа по снижению тревожности у старшеклассников и развитию социального интеллекта. При этом важно обозначить, что чем выше у человека уровень социального интеллекта, тем ниже уровень тревожности. При этом можно сослаться на Р. Бар-Она (автора некогнитивной теории эмоционального интеллекта), который определял эмоциональный интеллект как множество способностей и навыков, в качестве одного из которых представлена стрессоустойчивость, или управление стрессом, основанная на умении переживать вполне адаптивно тревожные и иные напряженные моменты, а также контролировать свою импульсивность [4]. Поэтому в психолого-консультативную программу включены меры по снижению тревожности. Программа профилактики по снижению тревожности подразумевает 10 полноценных занятий и предусматривает следующие формы профилактических упражнений: беседы и дискуссии по теме «проблемы социального интеллекта и тревожности в ранней юности», работа в группах, активные ситуативные и ролевые игры. В целом все десять занятий проводятся в форме педагогических игр с расслабляющими психологическими элементами и направлены как на познание имеющихся проблем, так и на выработку у юношей и девушек принципов, основанных на понимании своих тревожных эмоций, возможности управлять таковыми.
Тематический план программы «Развитие социального интеллекта и снижение тревожности в ранней юности»
I
Тема: Введение в тему.
Цель: установление контакта.
Ход занятия
II
Тема: Все проблемы в голове и уверенность в себе.
Цель: профилактика ухода от внутренних проблем и развитие уверенности в себе.
Ход занятия
III
Тема: Моя самооценка.
Цель: Формирование позитивной самооценки, адекватной для детей ранней юности.
Ход занятия
IV
Тема: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
Цель: Формирование доверия по отношению к сверстникам и развитие умения принимать критику со стороны сверстников.
Ход занятия
V
Тема: Раскрытие творческого и эмоционального состояния.
Цели: Обеспечение психологической безопасности, и снятие тревожности, и обучение навыку саморегуляции устойчивых психических состояний.
Ход занятия
VI
Тема: Снижение тревоги.
Цели: Развитие способности к эмпатии, наблюдательности, формирование атмосферы доверия и нахождение у окружающих положительные качеств.
Ход занятия
VII
Тема: Психические состояния человека.
Цель: формирование у детей представлений о психических состояниях.
Ход занятия
VIII
Тема: Какие состояния у меня?
Цель: снятие эмоционального напряжения и создание психологически комфортной и безопасной атмосферы, анализ своих психических состояний.
Ход занятия
IX
Тема: Что влияет на мое психическое состояние?
Цель: формирование представлений о факторах, сказывающихся на психическое состояние.
Ход занятия
X
Тема: Я умею управлять своим психологическим состоянием.
Цель: формирование умений и навыков по само регуляции своего устойчивого психического состояния.
Ход занятия
Таким образом, в качестве основных типов профилактических занятий по решению обозначенных проблем в ранней юности определены профилактические беседы и тренинговые занятия психологического плана. В целом все десять занятий проводятся в форме интеллектуальных и ролевых педагогических игр с расслабляющими психологическими элементами и направлены как на познание имеющихся проблем, так и на выработку умений и навыков по снижению тревожности и развитию социального интеллекта. Подтверждена эффективность предложенной программы результатами, которые получены у учащихся по шкале «Общая тревожность», так как число подростков, имеющих очень высокий уровень тревожности, не выявлено, в то время как при первичной диагностике такой показатель отмечался у 7 % учащихся. Средний уровень тревожности, согласно финальной диагностике, имеет всего 20 % человек (начальная диагностика показала 35 %), низкий уровень тревожности – 64 % человек (начальная диагностика – 58 %).
Список литературы